Конструкция

Галина Айзенштадт: литературный дневник

"Алексиевич пишет на выдуманном русском языке. Это - гениально". Такое "открытие" сделал бывший белорусский, но давно ставший шведским, журналист Дмитрий Плакс, о чем он сообщил в интервью радио "Свобода".
Всякое доводилось читать о творческом методе Алексиевич, но такое - в первый раз. Как это русский язык может быть выдуманным? И что тут гениального?
Оказывается, подобная мысль пришла Плаксу, когда он на основе последней книги Алексиевич "Секонд-хэнд" готовил радиопостановку. "Когда я начал работать над ее текстами, я понял...её язык целиком выдуман, целиком синтетичный. Если пробуешь разбить это на диалоги,- люди так не говорят".
И неожиданный вывод Плакса:"За одно это можно давать Нобелевскую премию(?)...Её русский язык целиком сконструирован. Это её русский язык, она его придумала".
И вывод:поэтому Алексиевич трудно перейти на белорусский язык, начать на нем разговаривать.
Вот так "похвалил" и "оправдал", да ещё гениальной посчитал:не станешь же "резать" курицу, на яйцах которой хочешь заработать.
Нет, не язык выдуман и сконструирован Алексиевич, а тексты книг, ее героев и героинь, которые, как резонно заметил Плакс, в реальной жизни так не говорят. Поэтому и возникали у Алексиевич конфликты и с чернобыльцами, и женщинами "войны", которые, прочитав ее книги, не узнавали себя:"Мы так не говорили, вы выдумали за нас!".
А Алексиевич и этот протест использовала в свою пользу:видите, какое у них еще совковое сознание, они боятся правды, быть откровенными.
Об этом она нудно и с претензией на философское осмысление говорила и в Нобелевской лекции, и, конечно, о себе, так "тонко" чувствующей природу "красного" человека. Другой такой в мире нет.
Закончила она лекцию таким пассажем:"У меня три дома:моя белорусская земля, родина моего отца, где я прожила всю жизнь, Украина, родина моей мамы, где я родилась, и великая русская культура, без которой я себя не представляю".
Плакс же, говоря о каком-то особом русском языке, сконструированном Алексиевич, можно сказать, бьет её "под дых", умаляя ее принадлежность к культуре, без которой она себя не мыслит.
Интересно, что она ему ответит, если вообще ответит?



Другие статьи в литературном дневнике: