Метафора

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Тютчев писал, что "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется", но предугадывать все-таки следует, особенно, когда произносимые слова касаются не возвышенных чувств, а жесткой реальности.
Алексиевич, говоря о танках и возможных распрях католиков с православными в Беларуси, вызвала недоумение не только Арцибискупа Кондрасевича, написавшего ей открытое письмо, но и у десятков граждан страны, в частности, у подписчиков сайта газеты "Наша Нива". Рефрен их писем такой:надо думать, что и о чем говоришь!
Удивленная такой реакцией на свои слова, Алексиевич теперь утверждает, что произнесенные ею слова были...метафорой, и она не понимает, почему все так всполошились.
"И где теперь Сидаревич?"- вопросил один из читателей. Сидаревич - белорусский литературовед, и еще до того, как Алексиевич назвала свои слова метафорой, написал в ту же "НН" о том, что у Алексиевич "заговорила историческая память", разразившись гневными обвинениями в адрес поляков, которые во время своего владычества в белорусских землях жестоко угнетали и преследовали не только православных, но и представителей других религий.
В общем, умный Сидаревич попал впросак, приписав высказываниям Алексиевич "благородные" мотивы.
Но не только он может попасть впросак. Не до всех еще дошло, что Алексиевич не имеет определенной твердой позиции, и говорит обычно то, что от нее хотят услышать в данной аудитории, и она учитывает и то, на кого и какую страну "идет" интервью с ней.
Я уже давно это заметила и соответственно знаю цену ее высказываниям. И, признаюсь, порадовалась, когда один из читателей "НН" привел ее слова о католиках в католической стране, и о православных - в православной. Якобы это был разговор с таксистом, который в одном случае соглашался вести только католичку, в другом - православную. И Алексиевич соответственно подпела "взглядам таксиста", "пропев" с ним в унисон.
А один читатель настолько не поленился, что привел высказывания Алексиевич, аж начиная с 70-х годов! И все они соответствовали исключительно тому "историческому моменту", который был на то время.
Такова особенность этой "документалистки". Поэтому не стоит удивляться, что ее высказывания то и дело вызывают скандалы. А куда денешься от своей сущности? Тем более в век Интернета?
Вот и приходится сказанное "превращать" в "метафору".



Другие статьи в литературном дневнике: