История бесчестья

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Кто бы в советское время мог подумать, что в серии "Жизнь замечательных людей" выйдет биография Азефа, революционера и одновременно тайного агента охранки ? Ведь под грифом этой серии обычно выходили книги о "кристально честных" революционерах, которые считались героями, служили примером для подрастающего поколения.
Всё течет, всё изменяется. Ныне, в канун столетия Октябрьской революции, события и люди двадцатого века воспринимаются иначе, чем в советское время. Произошло и продолжает происходить переосмысление тех исторических событий не только у историков, но и у "обыкновенных" людей старшего поколения.
Для молодежи же, выросшей совсем в иных условиях, то время вообще кажется чем-то очень далеким и непонятным. И важно показать его во всей сложности.
Фигура Азефа для этого очень подходящая. Как пишет автор книги "Азеф" Валерий Шубинский, "на поверку его эпопея - только часть запутанного и переплетенного клубка полудетективных историй. И когда начинаешь его распутывать, вдруг понимаешь, что какая-то частичка Азефа была в очень многих почтенных и почитаемых политических (и не только политических) деятелях той поры. В азефовщине отразилось многое от "духа времени" и "духа места". Так или иначе, речь идет о знаменательной(или, если хотите, замечательной) странице того, что Х.Л.Борхес называл "всеобщей историей бесчестья".
Шубинский справился со своей задачей просто превосходно. Книга убедительна и написана прекрасным языком, читается легко, а, главное, приводит в...ужас. Насколько в советское время всё было поставлено с ног на голову:молодежь воспитывали на примерах революционеров, которые убивали государственных мужей России, и это должно было вызывать у молодежи восхищение.
И вызывало, и не считалось чем-то ужасным, ведь они боролись за народное счастье. А то, сколько людей было при этом погублено "заодно", не считалось преступлением. И чем они были лучше Азефа, который одновременно и участвовал в подготовке терактов, а когда считал нужным, сдавал бомбистов полиции?
И, увы, он был не единственным среди революционеров двойным агентом.
Фигура Азефа заставляет задумываться не только о моральных и нравственных качествах отдельной личности, но и в целом такого явления как революция. Ее традиционно привыкли воспевать, а в реальности она несет неисчислимые бедствия и трагедии. И террор является ее неотъемлемой частью.
Но история, увы, ничему не учит новые поколения. И сегодня мы являемся свидетелями того, как разного рода революции, на Ближнем ли Востоке, или в Украине, перевернули привычный мир верх дном, и люди стали еще более несчастными, чем были до этого.
А самое ужасное:террор всё шире распространяется по миру. Его масштабу испугался бы даже Азеф, сам приложивший руку к этому явлению. И, кстати, испугался в свое время на самом деле, отойдя от террора и считая, что изменения в России должны происходить эволюционным путем.
"Каковы результаты деятельности Азефа?"- задается вопросом Шубинский. И отвечает:"Как ни странно, скорее положительные. Деятельность Азефа-революционера объективно способствовала переходу России к конституционной демократии в 1904-1905 годах. Азеф-осведомитель помог прекратить разгул бесконтрольного кровавого террора в 1907-1908 годах. В том, что наступило позже, уж точно он не виноват".
"История Азефа - очень странная, но чисто человеческая история",- завершает свою книгу Валерий Шубинский.
Ну в какой серии ее публиковать, добавим от себя, не столь уж и важно. Но, однако, вовсе не случайность, что книга вышла в серии ЖЗЛ. Как поясняет автор в предисловии, "у слова "замечательный" есть два смысла. Один - оценочный. Замечательный - то есть прекрасный, достойный восхищения и подражания. Другой смысл - нейтральный:"замечательным" является всё заслуживающее внимания и интереса. В том числе и неоднозначные, скажем так, исторические деятели".
Азеф такое внимание безусловно заслужил.



Другие статьи в литературном дневнике: