Сохранилось все старое

Алишер Таксанов: литературный дневник

Одно из обвинений, которые я получаю, это умалчивание мной сегодняшних проблем и сосредоточение внимание на прошлом - на эпохе Ислама Каримова. Похоже, не все люди читали мои предыдущие материалы и поэтому думают, что я сознательно избегаю разговора о сегодняшней власти.
Отнюдь. Я внимательно слежу за событиями в Узбекистане. Проблема в том, что я вижу все это вашими глазами, слышу вашими ушами, ощущаю вашими переживаниями. Сам я вне вашей жизни, и это мой минус. Я жил при Каримове и поэтому могу дать полную оценку его деятельности. Но время Шавката Мирзияева - это время вне моего проживания в Узбекистане. Поэтому сужу только по тем публикациям, что просачивается в Интернет в печатной форме, как видео, как фотографии. Это вы информируете меня о вашей узбекской реальности.
И читаю, что раньше было лучше, а сейчас в сотни раз хуже. Удручает то, что люди сравнивают плохое с худшим, и на основании этого полагают, что при Каримове жилось лучше. Не жилось, просто время все сгладило. Новые казнокрады заменили старых. Произошло перераспределение ресурсов, доступа к национальным активам, теперь новые кланы рулят всеми политико-экономическими процессами. А методы и схемы прежние, уже отработанные при прежнем диктаторе.
Тоска по рабству - это социальный коллапс, не ждите реформ, если вы продолжаете жить теми установками, которые получили от Каримова. Я уже отмечал, Ислам Абдуганиевич - это бездарный и недалекий правитель, его стратегия - удержание личной власти и забота лишь о своей семье, правда, все ловко и умело обставлялось как бдение национальных интересов. Методы, именуемые как "пропагандония", освоенные еще Геббельсом, получили творческое развитие в Узбекистане. Культ личности - это не только цитирование президента, сдача экзаменов по его псевдонаучным трудам, портреты на улицах, это замена своей свободы и прав на мифы о мирном небе, на узбекскую модель, на идеологию нацнезависимости, а также. что не хуже других и не уступим никому места. Это отказ от своих политических прав, в частности, митингов и демонстраций, говорить то, что считаешь нужным, заковывать себя пропиской и регистрацией, выездной визой.
Не вы выбираете, поскольку волеизъявление реальное маловозможно, а вы имитируете эту свободу и это право. Поэтому граждане, не вникаясь даже в суть происходящего, продлевали полномочия Ислама Каримова, бесконечно избирали во власть, награждали орденами и почетными званиями, освобождали от ответственности, дарили объекты на миллионы долларов. А Каримов всегда находил причину, чтобы остаться у руля государства вопреки Конституции, потому что никогда не жил по закону. Нелегитимность процессов - это и есть суть его режима и всего того, что он творил.
Народ он кормил сказками о великом будущем. Статистика обслуживала его ложь. Придворные летописцы возводили его в ранг пророка. В наших глазах он стал фюрером. Но в действительности он был таковым лишь для зомби-рабов. Люди, не нашедшие себе место в его системе, просто уезжали, кто как гастарбайтер, кто как мигрант на ПМЖ. Двойные стандарты - это худшее состояние для государства. Люди же видят реальность и словоблудие власти.
Разочарование Шавкатом Мирзияевым - это сильный удар для тех, кто ждал перемен. Это шок для тех, кто надеялся вернуться на родину и содействовать реформам. Вспомните всех выпускников Фонда "Умид" - граждан, которые учились за границей. Подавляющее большинство предпочло жить и работать в других странах, они понимали, что в коррупционном государстве их знания и опыт не восстребованы. Каримову нужны были не технари и менеджеры, а слуги и палачи, потому что он строил свою модель рынка и общества, ту, которую мог выработать его ограниченный интеллект.



Другие статьи в литературном дневнике: