Моя память о друге

Алишер Таксанов: литературный дневник

Только что прочитал, что от коронавируса скончался мой старый друг и товарищ Санджар Джалалов, доктор экономических наук, профессор, выпускник Ташкентского института инженеров ирригации и мелиорации сельского хозяйства.
Мы с ним познакомились еще в 1980 году, когда я закончил 8-й класс, а он - второй курс вуза. Случайное знакомство в больнице в итоге превратилось в большую дружбу. Мы часто встречались, обсуждали интересные идеи, он читал мою фантастику, давал полезные замечания и предложения.
Потом перестройка, независимость, хаос, криминал и коллапс. Все стали больше занятыми своими проблемами, встречались редко, а с середины 1990-х всего пару раз увиделись. В последний раз я столкнулся с ним случайно в 2005 году в здании гостиницы "Пойтахт". Он встречал американского эксперта. Как я понял, он много ездил за рубеж, работал в разных странах, хорошо говорил по-английски. Он защитил докторскую, был членом Спецсовета по защите диссертаций. Меня упрекнул, мол, почему не пишу докторскую? На что я ответил, что у меня написано три докторские диссертации, но шансы их защитить равны нулю. "У меня по экономике недиссертабельная тема - коррупция, теневая экономика, кланы," - ответил я.
- Только эта тема? - озадачился он.
- Есть по политологии - состояние СМИ в Узбекистане...
- Хм... наверное, критическая...
- Конечно. Я же реально оцениваю состояние свободы слова и прессы...
- А третья?
- Третья по истории - развитие туризма в Узбекистане!
- Так это хорошо! Возьмись за ее защиту! - обрадовался он. - Нейтральная тема.
Я усмехнулся:
- Ты забыл, что я в "черном списке" - таких как я даже на порог университета не пустят, не то что там защитить диссер. Я всегда персона нон грата для узбекской идеологизированной науки.
Санджар опечалился и посоветовал искать возможности продолжить научные исследования в других странах. Он тоже был реалистом и понимал мое состояние.
Больше я с ним не виделся.
А теперь читаю эту трагическую новость.
Я в шоке.
Санджар, ты был моим лучшим другом и наставником!
Пусть мир тебе будет прахом!



Другие статьи в литературном дневнике: