Ренессанс после Каримова?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ренессанс - это целая историческая эпоха Европы, связанная с расцветом гуманистических идей, свободы от церковного монополизма, архитектуры, просвещения, науки, искусства, моды, технологий, медицины. Он охватывает несколько столетий и оказал огромное влияние на мировое развитие человеческого потенциала и общества. Время просвященной монархии, открытий, творчества. Предшествовали Ренессансу так называемые "Темные века" - упадок городов и экономики, засилие феодальных ценностей, варварские войны, обесценение человеческой жизни, церковные преследования еретиков. Дифференциация времени явно контрастируют и любой человек может оценить результаты Ренессанса.
Президент Шавкат Мирзияев назвал текущее время как "Третий Ренессанс" Узбекистана. Конечно, он ссылался на этапы среднеазиатского ренессанса, а не апелировал к Европе. Но насколько этично называть время своего правления "ренессансом"? Что произошло такого, чтобы считать данный исторический период возрождением?
С одной стороны, он прав. Потому что эпоха Ислама Каримова - это "темные века": репрессии, коррупция, беззаконие, ложь, лицемерие, культ личности, тюрьмы, рэкет бизнеса, миграция граждан, разрушение заводов и фабрик, когда-то составлявших не только экономическую мощь республики, но и ее научно-производственный потенциал - авиация, машиностроение, электроника. В школах и вузах введены бессмысленные и бесполезные, далекие от истины предметы как "Теория и практика демократического строительства в Узбекистане", "Национальная идеология", "Узбекская модель развития" и т.д., все основанные на монополистическом представлении на жизнь маразматирующегося главы государства. Засилие его идей превратило общественную науку в придворные летописи, а такие фундаментальные науки как ядерная физика, астрономия, химия, биология, медицина, математика практически находились в состоянии депрессии. Финансирование Академии наук Узбекистана едва достигала 50 млн. долларов в год - в 10 раз меньше стоимости Дворца Форумов, возведенного компанией Гугуши "Зеромакс". Учителя подметали улицы, инженеры и врачи красили стены, школьники и бизнесмены собирали хлопок. Прописка и регистрация стали мерилом человеческих ценностей. Соседние страны стали врагами. На бессмысленные строения, типа Дворца международных форумов, потратили огромные средства. Цензура СМИ, искусства, моды стала функциональной.
Шавкат Мирзияев многое изменил, то есть отказался от того, что насаждал Ислам Каримов. Отменил эти шизофренические дисциплины. Пускай не все, но все же либерализировал информационное пространство и закрыл концлагерь "Жаслык". Вернул хорошее отношение со стороны соседних государств. Освободил несколько сот политзаключенных. Уменьшил влияние спецслужб на экономику и политику. Растормошил парламент.
Казалось бы, есть возрождение от прошлого кошмара. Но имя кочмарившего страну золотыми буквами вписали в памятник, его гробницу сделали местом паломничества. Во властной иерархии остались все те, кто не только обслуживал режим, но и получал выгоду от деспотии и тирании. На сцену вышли персоналии, формировавшиеся в лихие 1990-е, и с этого момента начались не просто бандитские по форме организации застройки, которые нарушают права граждан, но и с нетранспарентными данными о происхождении капиталов. Лозунг "Любая бизнес хараша" стал отражать мафиозное состояние бизнеса. Нежелание проверять "чистоту" инвестици привело к резкому интересу к Узбекистану офшорных зон, где много вращается много криминальных активов - Узбекистан потенциально угрожает статус "прачечной денег". Нарушение экологических норм стало повседневным, города превращаются в пустынную зону. Нашкодившиеся чиновники в итоге получали ордена и звания. Монополии в авиации, автостроении, газоснабжении сохранились. Решения о строительстве стратегических объектов, таких как АЭС, принимаются в узком кругу, хотя это должно проходить через референдум. Капиталы направляются не в нужные проекты, как больницы, школы, мусороперерабатывающие заводы, очистка воды и т.д., а в фешенебельные отели, офисы, помпезные строения. Разрушение Сардобинского водохранилища показала степень коррупции в сфере строительства. А ведь коррупция и хищения - повсеместны, они не изжиты...
А тут странные передачи о носках и прическах. При Каримове разговоры шли о пагубности "продукции массовой культуры", словно она навязывала стране коррупцию и производ властей. Теперь пугают граждан гомосексуалистами...
Разве можно назвать возрождением увеличение государственных органов? Агентства, комитеты, министерства со смутными предназначениями и целями, которые, якобы, способствуют развитию рыночной экономики и либерализации общества - это такое же понимание рынка и свободы, какое было у Каримова, воспитанного политэкономией социализма и съездами КПСС. Постоянные селекторные совещания демонстрируют ручное управление всеми процессами, включая те, где все должно решаться на низовых уровнях или самими же бизнесменами, чиновниками, гражданами - это не тот уровень и не та задача главы государства. Люди сами должны определять свои интересы и вложения, а не государство навязывать им свое понимание их места в экономике и политико-социальных процессах.
Поэтому понятие "Ренессанса" - это узкое восприятие тенденции. Возрождение происходило не просто десятилетия - столетиями, а заявить свое время как некий факт такого состояния - это, по-моему, лицемерно.



Другие статьи в литературном дневнике: