Сломать или воспитать?

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Если не иметь веры в то, что Бог контролирует все обстоятельства жизни, то никогда мы не сможем увидеть Бога в обстоятельствах (или через обстоятельства). Мы будем иметь дело только с обстоятельствами, а не с Богом, они закроют Бога.
Сейчас даже считающие и почитающие себя верующими, якобы веруют и даже с Богом общаются за пределами обстоятельств, и уверенно отделяют духовную жизнь от бытовой. Бог Богом, а жизнь жизнью, – говорят они. Всё дело случая, усилий и прочего, а Бог – лишь Спаситель души.
Обстоятельства, точнее, наше эгоистическое отношение к ним – это и есть наш фараон. Есть существенная разница, как Бог и фараон руководят жизнью. Даже в церкви можно услышать «если не будешь послушен Богу, то Он допустит такие обстоятельства, что ты сломаешься и смиришься». Если следовать такой точке зрения, то нет никакой разницы, у кого быть в рабстве и чью волю исполнять: фараона или Бога. Если верить, что Бог тебя ломает, то нет никакой разницы, ломаться перед обстоятельствами или пред Богом: в зависимости от тех же обстоятельств ты всего лишь переходишь во владение другого господина – вот и всё.
Да, Бог воспитывает через сложные обстоятельства, но не для того, чтобы насильно обращать к Себе, а чтобы развить душу до зрелости – готовности взаимодействовать с Духом. Это ясно описано в Библейской истории исхода Израиля из Египта: при самом изощрённом ропоте и непослушании Бог всегда, постоянно реагировал. Складывается впечатление: при всём своем непослушании, народ Божий имел какую-то власть над Богом? Он их слушал, не они Ему служили, а Он им! Конечно, это можно приписать Высшему терпению, но суть урока в другом. ОН НЕ ЖЕЛАЛ ИХ СЛОМАТЬ, а действовал, чтобы ВОСПИТАТЬ.



Другие статьи в литературном дневнике: