Об истории

Геннадий Гасилов: литературный дневник

"История — это наука о том, чего уже нет и не будет", Поль Валери (1871 — 1945), французский поэт, эссеист, философ.


Сферу знаний можно считать наукой лишь тогда, когда она использует измеряемые величины или математические модели.


География — наука, поскольку она использует измеряемые широту и долготу.


История — наука лишь потому, что опирается на хронологию и на географию. Чем была бы история без хронологии и географии? Ответ очевиден — неупорядоченным набором документов, предметов, мифов и легенд прошедших времён.


История выступает в двух формах — как наука и как беллетристика. История — это не только изучение, фиксация и упорядочивание фактов прошлого (наука; например исследования объектов археологических раскопок), но и их последующие описания и оценки (беллетристика; например, учебники истории в школах и вузах, повести и романы писателей).

Любые реконструкции событий прошлого (например, картины художников, театральные спектакли, кинофильмы) подобны исторической беллетристике. Например, американский художник Джон Трамбулл (1756 — 1843) в 1819 г. создал знаменитую картину "Декларация независимости США", относящуюся к событиям 4 июля 1776 года в Филадельфии (Пенсильвания), на которой изображены все члены Второго Континентального конгресса. Но в реальности делегаты, наверняка, не позировали ни одному художнику.

Некоторые исторические объекты состоят из огромного числа других исторических объектов меньшего масштаба (например, история Древнего Рима или России), поэтому даже научные исторические труды часто не могут обойтись без элементов беллетристики.


Историческая беллетристика всегда была ареной идеологического противостояния. Прошлое — всегда одно, а его описаний может существовать тысячи (вспомните, к примеру, японский фильм "Расёмон", 1950 г., режиссёр Акира Куросава (1910 — 1998)).


Не устраивающие некоторых людей оценки исторических фактов и личностей не являются искажением истории. Противоречия в оценках фактов прошлого относятся не к прошлому, а к настоящему времени. Создать абсолютно точную реконструкцию событий прошлого невозможно по объективным и субъективным причинам.


Несомненно то, что кулинария является сферой знаний. Кулинария использует измеряемые величины: вес, температуру и время. Строго соблюдая установки рецепта, вы всегда будете получать один и тот же результат. В соответствии с данным выше определением науки, кулинария — не только сфера знаний, но и наука.


И ещё. У философии нет ни измеряемых величин, ни математических моделей. Философия — не наука, а сфера знаний. А вот, история философии — уже наука.



Другие статьи в литературном дневнике: