Образование и наука в РоссииТри главных тезиса. 1. Образование и наука — дело гражданского общества и бизнеса, а не государства. 2. Запросы экономики — главный стимул развития образования и науки. 3. Наука красна внедрениями. У государства имеется лишь три естественных сферы ответственности перед гражданским обществом: регулирование отношений субъектов права, обеспечение внутренней и внешней безопасности. Все эти сферы связаны с принуждением и насилием. Образование и наука — сферы деятельности далекие от принуждения и насилия. Российская экономика уже много лет тормозит и мало чего требует от государственных университетов и высшей школы. Традиционному российскому бизнесу выгоднее покупать готовые технологические решения у мировых поставщиков, чем с риском вкладывать деньги в создание собственных решений в отечественных университетах. Бизнеса высоких технологий в России практически нет и у амбициозных выпускников российских вузов нет другой дороги, кроме эмиграции. Дополнительные денежные вливания государства в высшее образование могут повысить жизненный уровень профессуры, уровень оснащения лабораторий и качество обучения студентов, но не повлияют на результативность вузовской науки. Научные результаты вузовских учёных востребованы их карьерами (внедряются в диссертации, учёные степени и звания), но мало нужны экономике и бизнесу. Прорывов от государственной российской науки ждать не стоить. А если они случатся, то российский бизнес не готов ими воспользоваться. К сожалению, около государственной российской науки практически нет государственных и частных сервисных предприятий внедрения научных достижений. У российской науки имеется лишь один солидный деловой партнёр — государство — заказчик и потребитель новейших вооружений. © Copyright: Геннадий Гасилов, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|