К нашумевшему конфликту

Константин Жибуртович: литературный дневник

У меня нет никаких ожиданий от РПЦ при патриархе Кирилле. Ни духовных, ни человеческих, ни интеллектуальных. Ни единого. И, согласитесь, невозможно обижаться на тех, от кого ты ничего не ждёшь.


Когда происходят исключения, они лишь подтверждают мои мысли. Сказал интеллигентно, но по сути жёстко о Ткачёве образованнейший Митрофанов – набежали «бабоньки в платочках». Произнёс митр. Иларион немалую часть правды о Сталине – почитатели «русославия» не могут успокоиться до сих пор. А тому же Чаплину (понаписавшему в Facebook на статьи из УК РФ), всё сходит с рук: Волков или Легойда не способны произнести даже то, что «позиция отца Всеволода не тождественна позиции РПЦ». Молчок. Хотя, при патриархе Пимене (бывшем фронтовике) эту карикатуру на христианство, убеждён, запретили бы в служении. А при патриархе Алексии жёстко одёрнули бы за человеконенавистнические посты с искажениями Писания.



***



В Екатеринбурге (для меня лично) происходит очевидное. И настолько, что я крайне невнимательно слежу за теми событиями. Храм в престижной части города – это, минимум, полумиллионный налог с настоятеля владыке. Не обеспечит данную сумму – найдут более эффективного менеджера. К тому же, речь идёт о целом комплексе, и Храм – лишь часть грандиозного проекта. Который превратит ухоженное место в духовно-торговый центр (символично для нынешней РПЦ), значительно сократив лесопарковую зону для прогулок.


В Самаре мне повезло жить близ одного из лучших парков города (парк Гагарина). Рядом с ним – Храм российских новомучеников. Что тоже символично: в самом парке установлен монумент жертвам сталинских репрессий.


Ни единого конфликта при возведении Храма не случилось. Но если бы его захотели поставить на территории парка, да «в пакете» с огромным комплексом торговых услуг… Случилось бы ровно то же самое, что в Екатеринбурге, невзирая на аполитичность провинциальной Самары.



***



Люди, умиляющиеся благочестивыми картинками с макетов, жаждут жить в столь же благочестиво-иллюзорном мирке. Безотносительно «горячей темы» Екатеринбурга, я писал об этом ещё в сентябре 2017 года, посетив Макарьев женский монастырь. Мои разногласия с трендами сегодняшней РПЦ – не из области политики. Они эстетическо-интеллектуальные. Человеческие. А для меня это куда глубже наносного и внешнего.


«Макарьев монастырь – идеальное воплощение (как на макете) того общества, что жаждет возвести (точнее, выдрессировать) нынешняя когорта «избранных» от РПЦ. Сытый государственный статус, сокровенное, низведённое до уровня идеологии, ленивое богословствование, бесконечное обрядоверие, лубок, миф, подчёркнутое «благочестие» и елейный пафос в одинаковых проповедях.


Тут всё «вылизано» до безжизненности. Эта внешняя красота совершенно не трогает и не вызывает – ни трепета, ни отклика (а о внутреннем судить не мне). Пока туристы шушукаются, чьи это шикарнейшие хоромы рядом с монастырём (владыка? игумен? игуменья?) я тоскливо усмехаюсь и бреду дальше, вспоминая прекрасную утреннюю экскурсию в Нижнем и вчерашние Васюки (Козьмодемьянск) чуть ниже по Волге»…


… «Думаю о том, что жизнь – это то, что происходит в куда более скромном Козьмодемьянске, посреди хибар, народных промыслов, весёлых детишек, едва заасфальтированных узких улочек и деревянной лесенки от причала. Как, впрочем, и вера» – написал я тогда в своих заметках.


А сегодня отвечаю немногим друзьям: оставьте в покое этих людей. Не нужно, вообще, никому ничего доказывать. Они вправе жить со своими иллюзиями, им там хорошо. И всяк человек – слаб; разнятся лишь пределы прочности. Екатеринбург, как и революция 102 года назад, их ничему не научили и не научат. Единственный практический выход – дистанцироваться физически, абстрагироваться душевно и умственно, и созидать в меру своих талантов.


Потому что жизнь – коротка, увы. И разменивать её на хозяйственно-имущественные споры под прикрытием золотых куполов – одна из форм пустой траты времени.


Но мне, конечно, легко произносить это. Ведь от РПЦ, как уже сказано, я не жду ничего.



***



PS: На самом деле, это уже маленькая, но победа. Что в нынешней феодально-клептократической монархии удалось добиться проведения референдума по строительству храма в Екатеринбурге. Ещё на днях это казалось невозможным: Феодал-миллиардер изъявил бизнес-желание в доле с РПЦ, царь в курсе и молчаливо кивнул, а чернь (биомассу, как выразился однажды Ткачёв) можно ставить перед фактом.


И я не исключаю того, что референдум будет сопровождаться появлением «православных казаков», ещё более православных товарищей из ЧОПов и привычным давлением на несчастных бюджетников. Но мне важен сам прецедент: бездушно-сребролюбивая Система пошла на минимальные, но уступки.


Христианство, к слову, ещё и о том, что нельзя игнорировать глас «малых сих». И что каждый человек уникален, а потому – должен уважать себя и свой голос.


Правда, в системе координат сегодняшней РПЦ это самоуважение и право на несогласие именуется «гонениями и бесовщиной».




Другие статьи в литературном дневнике: