К нашумевшему конфликтуУ меня нет никаких ожиданий от РПЦ при патриархе Кирилле. Ни духовных, ни человеческих, ни интеллектуальных. Ни единого. И, согласитесь, невозможно обижаться на тех, от кого ты ничего не ждёшь. Когда происходят исключения, они лишь подтверждают мои мысли. Сказал интеллигентно, но по сути жёстко о Ткачёве образованнейший Митрофанов – набежали «бабоньки в платочках». Произнёс митр. Иларион немалую часть правды о Сталине – почитатели «русославия» не могут успокоиться до сих пор. А тому же Чаплину (понаписавшему в Facebook на статьи из УК РФ), всё сходит с рук: Волков или Легойда не способны произнести даже то, что «позиция отца Всеволода не тождественна позиции РПЦ». Молчок. Хотя, при патриархе Пимене (бывшем фронтовике) эту карикатуру на христианство, убеждён, запретили бы в служении. А при патриархе Алексии жёстко одёрнули бы за человеконенавистнические посты с искажениями Писания.
В Самаре мне повезло жить близ одного из лучших парков города (парк Гагарина). Рядом с ним – Храм российских новомучеников. Что тоже символично: в самом парке установлен монумент жертвам сталинских репрессий. Ни единого конфликта при возведении Храма не случилось. Но если бы его захотели поставить на территории парка, да «в пакете» с огромным комплексом торговых услуг… Случилось бы ровно то же самое, что в Екатеринбурге, невзирая на аполитичность провинциальной Самары.
«Макарьев монастырь – идеальное воплощение (как на макете) того общества, что жаждет возвести (точнее, выдрессировать) нынешняя когорта «избранных» от РПЦ. Сытый государственный статус, сокровенное, низведённое до уровня идеологии, ленивое богословствование, бесконечное обрядоверие, лубок, миф, подчёркнутое «благочестие» и елейный пафос в одинаковых проповедях. Тут всё «вылизано» до безжизненности. Эта внешняя красота совершенно не трогает и не вызывает – ни трепета, ни отклика (а о внутреннем судить не мне). Пока туристы шушукаются, чьи это шикарнейшие хоромы рядом с монастырём (владыка? игумен? игуменья?) я тоскливо усмехаюсь и бреду дальше, вспоминая прекрасную утреннюю экскурсию в Нижнем и вчерашние Васюки (Козьмодемьянск) чуть ниже по Волге»… … «Думаю о том, что жизнь – это то, что происходит в куда более скромном Козьмодемьянске, посреди хибар, народных промыслов, весёлых детишек, едва заасфальтированных узких улочек и деревянной лесенки от причала. Как, впрочем, и вера» – написал я тогда в своих заметках. А сегодня отвечаю немногим друзьям: оставьте в покое этих людей. Не нужно, вообще, никому ничего доказывать. Они вправе жить со своими иллюзиями, им там хорошо. И всяк человек – слаб; разнятся лишь пределы прочности. Екатеринбург, как и революция 102 года назад, их ничему не научили и не научат. Единственный практический выход – дистанцироваться физически, абстрагироваться душевно и умственно, и созидать в меру своих талантов. Потому что жизнь – коротка, увы. И разменивать её на хозяйственно-имущественные споры под прикрытием золотых куполов – одна из форм пустой траты времени. Но мне, конечно, легко произносить это. Ведь от РПЦ, как уже сказано, я не жду ничего. ***
И я не исключаю того, что референдум будет сопровождаться появлением «православных казаков», ещё более православных товарищей из ЧОПов и привычным давлением на несчастных бюджетников. Но мне важен сам прецедент: бездушно-сребролюбивая Система пошла на минимальные, но уступки. Христианство, к слову, ещё и о том, что нельзя игнорировать глас «малых сих». И что каждый человек уникален, а потому – должен уважать себя и свой голос. Правда, в системе координат сегодняшней РПЦ это самоуважение и право на несогласие именуется «гонениями и бесовщиной».
© Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|