Sentimental

Константин Жибуртович: литературный дневник

Как хорошо, когда рядом есть люди, способные дать «интеллектуальный пинок». Вот общаешься, к примеру, с живой историей куйбышевского и самарского джаза, Игорем Сергеевичем Вощининым, который почти вдвое старше меня, но бодр, остроумен и недавно выпустил книгу «Джаз и мы, самарские синкопы», и понимаешь, что все твои жалобы «на возраст» – смехотворны. «Слушай, ну какие твои годы, ты о чём, вообще?» – иронично вопрошает Игорь, и он абсолютно прав. 45, по его меркам, почти отрочество))


Или проза. За последние два-три года лесть на меня лилась, к несчастью, вёдрами. И я понимаю, что люди – искренне, но тянулся к критике «тяжеловесов». Т.е, равных себе, а в идеале – тех, кто владеет пером получше меня. Тянулся за кнутом, объевшись пряников.


Как и в случае с новым романом. Первые 15 глав, уже опубликованные в общем доступе, именно такие, как я и хотел бы их видеть. Над остальными завершается работа (точечные правки, последние штрихи, нюансы сюжетных линий) а затем всё будет выложено достаточно быстро.



***



Ближе к сорока годам у меня сложился типичный образ литредактора: это такой сатрап без комплексов, который кромсает тексты, меняет слова и абзацы, а то и дописывает отсебятину. Поскольку для меня мелочей в прозе просто нет (имеет значение, к примеру, последовательность слов «быть может» или «может быть»),* таких редакторов я бы молча душил, не переставая улыбаться)))


Сейчас понял, в чём суть редакторского искусства. Человек читает текст и спокойно объясняет: что здесь не совсем звучит, чего недостаёт, какие ещё могут быть акценты. Не кромсая и не показывая – «как надо». А уважая и понимая твои стилистику с восприятием, но обогащая их личным зрением. И зная, что ты поймёшь суть. И допишешь САМ.


Вот за это сотворчество я бы хотел поблагодарить Лену Янушевскую. И мне (с клеймом творческого эгоцентрика на лбу) было совсем не зазорно многому у неё поучиться в процессе. В том числе, искусству избегать речевых штампов, простительных журналисту, но не писателю. Пускай даже их у меня 300, а не 10. И многому иному.


Роман – не сценарий для коммерческой киношки. Не про деньги. Но, принеси он прибыль, в тот же день отправил бы Лене ровно половину суммы на карту.


Вместе с пожеланиями издать, наконец, сборник собственных эссе. А в перспективе – проект Филологос. Дай-то Бог.



*прим: Называйте графоманом, я не против))



Другие статьи в литературном дневнике: