Всего лишь игра

Константин Жибуртович: литературный дневник

НХЛ делает всё возможное, чтобы российские мастера приняли участие в Кубке Мира в феврале 2024 года. Уже сейчас, не дожидаясь дальнейшего развития политических событий. В частности, Лига готова проигнорировать международную федерацию хоккея (ИИХФ), которая дисквалифицировала россиян минимум на два года. Потому что этот турнир проводится под эгидой НХЛ, как и его предшественник – Кубок Канады. А то, что и ФХР не будет иметь к нему никакого отношения – исключительно заокеанские тренеры из России в НХЛ (Сергей Гончар, Сергей Брылин, Евгений Набоков) меня лично только радует.


И вот что я скажу всем политическим лагерям. Только сейчас, спустя десятилетия, осознаёшь, что от окончательного взаимного расчеловечивания Мир спасал хоккей. Да-да, эта внешне примитивная игра, от которой интеллектуалы (и особенно интеллектуалки) привычно воротили нос. Лучше бы потратили эти деньги на подлинное искусство – балет, живопись, музыку…


Но в реальности Суперсерия 1972 года, Кубки Канады, Кубок Вызова, новогодние серии игр советских клубов в НХЛ сделали для пусть худого, но мира больше, чем все политики и дипломаты, вместе взятые. При всём неизбежном политическом контексте тех игр.


Потому что когда эта пелена с течением времени спадала, оставалось подлинное искусство. 20 тысяч болельщиков, аплодировавших Валерию Харламову в монреальском «Форуме». Пол Хендерсон, забросивший победную шайбу в московской части Суперсерии в ворота Третьяка и увековеченный на марках и монетах. Виктор Тихонов, которого считал своим учителем Скатти Боумэн. И ветераны тех баталий из Канады и СССР, которые сейчас при встречах обнимаются и гостят друг у друга в семейном кругу.


Это всё сделал хоккей. И сегодня НХЛ точно так же не представляет его без России. В Нью-Йорке ходят в майках с фамилиями Панарин и Шестёркин, во Флориде – Кучеров и Василевский, в Вашингтоне – Овечкин и Кузнецов. И ни слова о геополитике.


Я удивился, когда прочёл воспоминания близких друзей Бродского о том, что он называл хоккей подлинным действом с первой до последней секунды (схожая реплика из уст поэта звучит и в художественном фильме «Довлатов»). Потому что Иосиф Александрович известен как футбольный болельщик – и чемпионат мира в США-1994 явился для него пиршеством с просмотром всех игр и ежедневными впечатлениями до рассвета. Но хоккей…


Просто, гений безошибочно чувствует всё подлинное. Даже без достаточных знаний о том или ином предмете.


И всего лишь игра на льду, как и во второй половине ХХ века, снова дарует нам надежду – однажды выбраться из ада и вернуться к жизни во всей её полноте.



Другие статьи в литературном дневнике: