Журналистика Today

Константин Жибуртович: литературный дневник

Крах журналистики мне стоило ощутить ещё в середине нулевых, но тогда я лелеял прекрасную теорию о том, что в этом мире давно конкурируют не СМИ, а сферы развлечений, и тот, кому интересен, к примеру, спорт, прочтёт всё: как аналитику Иванова, так и Петрова из конкурирующего издания. При этом Иванов может писать лучше, но его контент Петрова будет читать тоже. И даже совсем скучного Сидорова из газеты с пропащей репутацией прочтёт.


Для многих одиозный Сергей Доренко в интервью инагенту Юрию Дудю, сам того не желая, внятно сформулировал симптомы краха журналистики в её классическом наполнении. Он говорит о Венедиктове – «это новостник, я таких уважаю». Не публицист. Потому что публицист гораздо ближе к литератору, чем к новостнику. То есть, это создатель субъективного замка иллюзий, а не объективный реалист.


Казалось бы, что в этом дурного? Новость, комментарий, факты и ещё раз факты. Интервью из первых уст с краткой подводкой. Классика Breaking News, собирающих рейтинги.


Но в здравом обществе с признаками здоровья именно публицистика – после, когда улягутся онлайн-страсти, всегда оставляет за собой последнее слово. Опять-таки, приведу близкий мне пример: даже создатели сотен заскриптованных комментариев к игре НХЛ чётко ориентируются на классику: когда отшумит эмоционально вопящий комментатор, а его коллега-дама старательно расскажет о текущей статистике, неспешно вступает третьим и, по сути, главным голосом аналитик.


Это абсолютно здоровая иерархия, будь то прямой репортаж или освещение события в СМИ. Вне субъективно-оценочного, пусть даже иногда пристрастного содержания новость сама по себе мертва и забывается быстро. Более того, категорическое несогласие с оценками способно спровоцировать на личное переосмысление и привести к собственному взгляду – и это даже полезней, чем согласие в главном, когда ты дополняешь лишь в частностях.


Так вот, крах классической журналистики и симптоматика нездоровья общества – это когда за новостью следует другая новость, а их осмысление насущно ничтожно малому проценту (там многабукафф!). Человек, получивший 500 фактов или услышавший 500 воплей комментатора «гол!» ничего не осмыслит, кроме того, что будет привычно ждать свежих новостей и криков.


Мне удивительно, что это недопонимал Сергей Доренко, прошедший школу ещё советской журналистики: новостник – вводная и низшая ступень любого умного СМИ. Более того, он сам занимался пусть и заказной, но искусной политической публицистикой, оперируя новостями как девушками на подтанцовке (это очень мягкая формулировка).


PS: А по-человечески мне Сергея очень жаль, конечно. Талант он был большой.



Другие статьи в литературном дневнике: