На день рождения Жюль Верна

Константин Жибуртович: литературный дневник

– Если так уж насущно «занять позицию» и тебе предлагают жёсткий выбор из литературы детства и отрочества, ответ мне очевиден: Жюль Верн. Совсем рядом – Даниэль Дефо (отчего Робинзон так ждал корабль, занёсший в его рай головорезов, мне, интроверту, понять было не дано). В этом же пантеоне неубиваемых с юности привязанностей – Рафаэль Сабатини с сагами о капитане Бладе и Валентин Катаев «Белеет парус одинокий».


– Я никогда не делил литературу на «серьёзную» и беллетристику, не пытался классифицировать её (подобно маркетологам) по возрастным, социальным и половым нишам, уровню читателей, актуальности, проблематике и прочим рыночным заморочкам. Но даже если провести самый придирчивый анализ, Жюль Верн уцелеет всегда и найдёт своего благодарного читателя в любой из т.н. «ниш».


– Причина не только во внешней, но гениальной простоте; на самом деле, доступно преподнести в одной книге, к примеру, историю воздухоплавания и воздухоплавателей – один из актов наивысшего писательского мастерства. Как выразился Дмитрий Быков, каждый человек в детстве и отрочестве нуждается в лошадиной дозе идеализма, чтобы после столкновения с реальным, муравьиным и (во многом) бессмысленным миром от неё осталось хоть что-нибудь. Недополучив эту «дозу» в юности, мы вновь возвращаемся к героям Жюль Верна.


– Географ Жак Паганель и майор Мак-Наббс, моя любимая парочка из самого любимого романа, – абсолютные антиподы. У них всё не синхронно, от внутреннего мира, набора знаний и навыков до психотипа и построения речи. Но майор, при внешней невозмутимости с вечной сигарой во рту, с почти женским любопытством молчаливо следит за Паганелем, вставляя редкие реплики, а географ первым ищет у него поддержки и одобрения своим мыслям, опасаясь новых всплесков немногословной, но точной язвительности. В эпилоге Мак-Наббс пытается познакомить Паганеля со своей сестрой – лучшего жениха на свете он не знает.


– Перед круизом по любимой Волге в сентябре 2017-го я залпом проглотил 7 часов картины «В поисках Капитана Гранта» (1985 год). Почему-то в подобные моменты это самая лучшая на свете литература, перед которой бессильны все глубокие изыски иных писательских умов.


– Впрочем, на этом философском пароходе с символичным именем Александр Герцен я мигом изменил Жюль Верну, отыскав в тамошней библиотеке посреди дамских журналов и одноразовых детективов «Герой нашего времени» 1978 года издания. Глядя с вечерней палубы на бесконечные Жигули, вновь размышлял о фатуме Печорина и самого Лермонтова, женщинах, фатализме, трагедии рухнувшей дружбы с доктором Вернером и фатуме непонимания Печорина добрейшим Максимычем. А чуть позже мне стали очевидны интонация и смыслы моего нового опуса.


– Как видите, Жюль Верна в той поездке почти не было, и судно именовалось вовсе не «Дункан». Что совершенно неважно. Потому что глубинно всё начиналось с его книг.



Другие статьи в литературном дневнике: