Вместо дежурных слов к празднику

Константин Жибуртович: литературный дневник

В фильме «Сломанные цветы» Дон Джонстон (персонаж Билла Мюррея), мужчина средних лет, не красавец, в меру тучный, с редеющей шевелюрой и грустными глазами, получает анонимное письмо от «бывшей» по поводу 19-летнего сына. Которого ему предстоит отыскать самостоятельно.


Проблема в том, что у Мюррея к его неполным 50-ти годам – запутанная личная жизнь (в прошлом). И минимум пять женщин, с которыми он вёл интимную жизнь 19 лет назад. Одна из них умерла, остаётся четыре. Каждую из которых Дон навещает, отыскав адреса по базе данных.


Дора (Фрэнсис Конрой) и Кармен (Джессика Лэнг) – достойные женщины средних лет с давно утраченным кокетством и практическим умом. Вдохновлять они могут лишь своих мужей – и в большей степени воспоминаниями о былом. И дружбой от суммы пройденных рука об руку лет. Ясно, что тайных детей от Дона обе не заводили.


Пенни (Тильда Суинтон) – просто трэш. Ранчо, мотоцикл с розовым баком, друзья-байкеры. Трагикомизм ситуации в том, что к этой отчаянно молодящейся мадам Дон не испытывает никаких чувств даже в ретроспективе – так, грешок из прошлого от самцового «пусть будет и эта, раз ей так хочется». Пенни ужасна, во всех смыслах – и такой она себя сотворила сама. Это её выбор – как осознанный, так и не очень. Дурнушка с ужасной речью и грубыми манерами.


Дон хочет лишь узнать о ребёнке, помочь ему финансово (он хорошо зарабатывает), а если повезёт – забрать его к себе из этой сомнительной тусы 40+.


В ответ он получает ругань, мат и ревность рокеров (боже, к кому там ревновать, ни один адекватный парень не свяжется с такой, будь она даже моложе и красивей, чем есть). Заканчиваются его расспросы хуком в челюсть от глуповатого байкера, у которого, как он думает, этот парень в опрятном костюме хочет отбить любовницу.


Но весь сюр саги о неудачных поисках сына (простите за спойлер) вовсе не в этой деревенщине, вообразившей себя принцессой. Потому что свой самый первый визит из четырёх Дон наносит к реальной Золушке – Лоре (Шэрон Стоун). У неё 20-ти летняя дочь, она сама – успешный дизайнер мебели (чуть за сорок) – умна, красива и хороша в постели. Дон идиот, что с ней расстался, пусть и с маленьким ребёнком на руках от другого мужчины.


– Не может быть – произносят знающие жизнь циники – чтобы у той деревенщины с ранчо были поклонники, а вот эта умница и красавица жила без мужа, достойного, во всех смыслах, мужчины.


Фильм получил Золотую ветвь Каннского фестиваля (2006 год). Не потому, что Билл Мюррей – гениальный актёр (он далеко не Аль Пачино и даже не Киану Ривз). Не потому, что это лучшая роль Шэрон Стоун (не лучшая).


А потому, что такие истории в жизни – сплошь и рядом. Ум и красота не гарантируют ничего. Тем более – счастья.


Но только эта комбинация делает женщину женщиной. А не кем-то иным.


Будьте, милые дамы. И будьте – настоящими. Несмотря ни на что.




Другие статьи в литературном дневнике: