PS на День ПоэзииКогда я слышу о том, что «раньше поэты собирали стадионы», и это, мол, свидетельство культурной восприимчивости общества 60-70-х годов, хочется произнести несколько вещей. Не стадионы, а клубы, концертные залы и филармонии. Стадионы собирали Высоцкий, Машина Времени или Цой. Если поэт и появлялся на 100-тысячной арене, то в рамках сборной солянки из нескольких артистов. Но суть не в этом историческом приукрашивании. Как только поэзия начинает не только обращаться, но и пытаться понравиться всему, что связано с законами больших чисел, она становится чем угодно: манифестом, доктриной, декларацией, гражданской позицией, газетой, сатирой, но утрачивает все таинства поэтики. «Свидание» Пастернака или «Натюрморт» Бродского не читают как декларацию на стотысячной арене. Это то настоящее, что случается в жизни нечасто, негромко и всегда межличностно. Но не на арене в восторженной толпе. Я никогда не жаловал неофитскую сверхзадачу, о которой бесконечно говорят, но никто не соответствует: презирая частное и субъективное, пытаются писать о надмирном. И возникает понятное искушение провозгласить это «надмирное» не тет-а-тет или небольшому кругу созвучных людей, а словно на площади в роли греческого оратора. Или духовного лица с интонацией свысока. Здесь поэзия и заканчивается. И к минувшему Дню Поэзии у меня всего одно пожелание: не принимать её за что-то иное, равно как и это иное – за поэзию. © Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|