И вновь спасибо, Сергей Львович

Константин Жибуртович: литературный дневник

Сергей Худиев:


Пишут мне по поводу упоминания западной мистики:


«Прелесть, гордость, и плотская похоть». «Я об опыте католических святых, особенно женщин».


Я не берусь выносить обобщающих суждений о западной мистике, читал только Юлианию Нориджскую. Поэтому я не в защиту западной мистики (о которой у меня нет сложившегося мнения), я немного о другом.


С самого моего обращения (к православию – примеч.) меня сильно запинало сочетание утрированного смиренничания с манерой дерзкой рукой бить других. Это вызывает ощущение тяжелой фальши.


Не читал Терезы Авильской и от нее точно духовно не пострадал. Что меня запинало – так это откровенная злобность в отношении этой самой до сих пор незнакомой мне Терезы.


Когда, осторожно приближаясь к Церкви, открываешь православные книги и первым делом узнаёшь, что вот, была в далекой Испании четыреста с чем-то лет назад такая Тереза, она была и весь ее духовный опыт происходит от, как в интернете говорят , это запинает.


Хорошо, ну считаете вы, что люди в России прям бегут к Терезе и надо их предостерегать – но интонация имеет значение.


Если вы, следуя истинным и спасительным путем, сделались чужды «прелести, гордости, и плотской похоти», стяжали кротость и незлобие, смирение и долготерпение, то зачем же вы не явите этого в том, как вы говорите – и в том, как вы исправляете заблуждающихся? «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину». (Иак.3:13,14)



******



Вот, филологически точное словосочетание – «тяжёлая фальшь». Есть фальшь художественная. Есть эстетствующая. А здесь – именно тяжёлая.


Что вы знаете о католицизме, помимо картинок из новостей и монолога Достоевского, который он страстно вложил в уста князя Мышкина? О Мартине Лютере и протестантизме? О социально-политических контекстах тех эпох? И, главное, о языке, культуре, искусстве тех стран, где отдельные личности искали Христа?


Да ничего, по большому счёту, если о законах больших чисел. Там люди с иноземной речью и пёсьими головами. Язычники. А у нас – Христос в кармане. Нас послушайте.


Вот эта потрясающая духовная самонадеянность, переходящая в откровенную слепоту национализма, меня всегда поражала. Как и откровенное, иногда демонстративное и возводимое в добродетель пренебрежение инаковой культурой и духовным опытом.


Всё это рождает сегодняшние печальные плоды. Просвещение здесь даже не начиналось. Только злобные окрики на иное и непонятное.



Другие статьи в литературном дневнике: