Из общения с отцом Иоанном

Константин Жибуртович: литературный дневник

Иоанн Бурдин
О МИЛОСЕРДИИ В ЭПОХУ НЕЛЮБВИ


Первые христиане были исполнены чувства ответственности друг за друга.


Только в таких условиях и могла возникнуть ситуация, когда люди продавали дома и имения и приносили деньги к ногам апостолов, чтобы воплотить в реальности идею христианской любви: христианин не может быть счастлив, когда его брат несчастен. Он не может радоваться рядом с плачущим. И захлёбываться роскошью, когда другие христиане живут в нищете.


В основе этого чувства ответственности лежит сострадание - высшая форма христианской любви.


Она может проявляться в мелочах. Так, об английском поэте и художнике Уильяме Моррисе, искренне верующем, говорили, что он никогда не смотрел на пьяного человека без чувства своей ответственности за него.


Она может носить и более серьезный характер, как в случае Сэмюэля Джонсона, о котором я уже писал. Он наполнил свой дом теми, кого принято было называть "отбросами общества", и, оправдываясь, говорил, что кроме него о них некому позаботиться.


Таким был и доктор Федор Петрович Гааз, успешный московский врач, загубивший свою карьеру ради заботы о каторжниках и потративший на них все свои сбережения. Так что хоронить его пришлось за казённый счёт.


Истинному христианину невыносимо иметь лишнее, когда у других нет необходимого (это может относиться не только к вещам и деньгам, но и покою, уюту, духовному комфорту). И именно это, кстати, подчеркивает то, что христианство выше идеи нации и народа. Сострадание и милосердие не являются отличительной чертой какой-либо нации. Это признак родства не по крови, но по духу. Признак принадлежности к особой "расе" - народу Божьему.


Ищущие "чистоты крови" склонны превозносить себя над всеми прочими. "Чистота духа" невозможна без чувства равенства: чтобы сострадать другому, ты должен видеть в нем самого себя.



******



Неофитство в лучших из нас такая же болезнь, как вечное старчество у тех, кто видит в вере сугубо внешнее и магическое.



Из ответа отцу Иоанну:


– Отец Иоанн, я вас очень уважаю, но вот эти вот планки поломали тысячи, если не сотни тысяч неофитов. «Я давно за всё в ответе», как у Юрия Юлиановича.


Очень простой пример: если я впущу в свою квартиру алкашей или наркоманов, никакого милосердия они в этом не увидят. Потому что такие люди уверены, что их частные проблемы – проблемы всего мира. И не дай бог этому миру их разочаровать. Закончится это тем, что квартира превратится в притон, я потеряю семью и свои скромные деньги, а потом и саму квартиру, а они всё равно погибнут. Я понимаю, это крайний пример. Выпуклый. Но скажу простую вещь: прежде чем глобалить о судьбах мира, неплохо бы научиться спрашивать кое-что с самого себя. Например – подели справедливо наследство. Или оплати работнику заработанное, если деньги идут через тебя и легко ему недоплатить. Или – не раздражайся на ближних, если голоден и вымотался на работе. Или – не делай личным врагом человека, который не оправдал твои личные ожидания или разделяет иные ценности.


В реальности, я видел множество православных, которые не проходят эти тесты, но глобалят о духовном. И оттого слушаю их фоном.*


Ещё раз: это не вам лично в упрёк. Но – «не неси всю тяжесть мира на своих плечах». Делай посильное. И однажды, быть может, сам удивишься, на сколь многое способен.



– Собственно, не вижу, чем это противоречит написанному. С самого себя все и начинается, конечно.


– Это я к тому, что равная любовь ко всем есть только у Христа.** И равной участи для всех не будет. Она не должна быть несправедливой. Как и мы (по возможности) к незнакомым или неприятным нам людям.



*Когда мне проповедуют люди, неспособные держать своё эмоциональное состояние в той степени, чтобы систематически не ранить окружающих на пустом месте, из ничего, мне забавно. Большинство из них, думаю, читали «Лествицу», но им нужен волшебный вертолёт, чтобы сразу приземлиться на высшую ступень больших добродетелей, не имея малых.



**Да, ещё раз, по слогам: равная любовь ко всем есть только у Христа. Если вы ждёте любимую девушку или друга, с которым очень многое связывает, вы не обрадуетесь в той же степени соседке по квартире или мастеру по проверке счётчиков, не говоря уж о том, что вместо девушки или друга с радостью приютите бомжа. Не надо обманывать, прежде всего, самого себя: и трёх жизней не хватит на стяжание этих добродетелей. Научиться бы вещам более простым, вне которых нет христианина.





Другие статьи в литературном дневнике: