15 личных стихов, часть VII

Константин Жибуртович: литературный дневник

(продолжая беседы о стихах с собратом)


– Посвящение местам, которые не просто дороги, а часть тебя самого – занятие не только неблагодарное, но и безнадёжное.


– Это то, о чём я тебе уже говорила. Созерцание в большей степени несёт отпечаток самодостаточности, чем трансформация переживания в лирику, музыку или на холстах.


– Слова обречены на неполноту.


– Да. Что не отменяет жажду их произнести.


– В этом смысле, очень интересную реплику к стихотворению Вечер (Волжское) дала одна из читательниц: Константин, вам не боязно публиковать свои стихи под такой шикарной фотографией (летний закат у Волги с видом на горы).


– Да, потому что две трети стихов проиграют визуальной картинке.


– Как в одной любимой поп-песне:


Do you think I'm special? Do you think I'm nice?
Am I bright enough to shine in your spaces?
Between the noise you hear
and the sound you like
Are we just sinking in an ocean of faces?


It can be possible that rain can fall,
Only when it's over our heads
The sun is shining everyday but it's far away
Over the World that's dead...


– Ничего себе «поп-песня». Я о тексте. :)


– Вот, да. Between the noise you hear/and the sound you like… Иногда между этими вещами – пропасть. И смотри, как строки, которые привычно обращают к возлюбленной, можно в той же степени произнести и о дорогих сердцу местах, напоминающих о Логосе:


It doesn't matter what you see.
I know I could never be
Someone that looks like you.
It doesn't matter what you say
I know I could never face
someone that could sound like you.


«Я никогда не смогу». Дальше совсем интересно. Вот это ясное ощущение – никогда не смогу – в моём случае означает не безмолвие, а дарует возможность что-то произнести.


– Зная тебя, я могу объяснить. Ты как-то формулировал: я – часть нерукотворного мира, которой тоже дозволено здесь поприсутствовать и что-то изречь. Согласна, кстати.


– У Чехова жёстче, хотя это не вердикт, потому что, полагаю, он писал это в состоянии жестокой хандры, которую интеллигентные люди никогда не выплёскивают по пустякам и без повода на ближних. Там сказано – «песчинка в космосе». А не часть вселенского замысла, не сотворец и даже не соработник.


– В любом случае, это всё обнаруживает полярное несходство с захватившей Мир в ХХ веке сверхидеей о том, что человек – и венец природы, и хозяин стихий, и вкус и мера всех вещей.


– Меня это всегда забавляло. Какой хозяин? И мера чего? Попади в саванну и повстречай носорога. Или кабана с медведем в русском лесу. Или окажись с заглохшим мотором в Бузулукском бору в январе при -30. Никто не признает в тебе – ни меру, ни хозяина. Ты даже от комаров – без химии – бессилен. Или вот совсем лайтовый пример: полежи тёплым июнем в траве на деревенском лугу часа два и созерцай. Ты понятия не имеешь, как устроена эта экосистема, какие законы и причинно-следственные связи в ней действуют. И насколько ты сам в ней, вне комфортного дома, органичен и в безопасности.


– Параллельная вселенная, многие тысячелетия не имеющая никакого отношения к человеческой. (Я всё хочу написать об этом мини-диссертацию, если честно).


– Именно. И когда говорят «хозяин», это подразумевает для меня не столько власть технологий, сколько частицу абсолютного знания. У нас его нет.


– Ну, биологи и вообще учёные с тобой не согласятся.


– Ок. Ко мне на дачу с началом вечерней прохлады прилетают шмели. Они привыкли к моему присутствию, это такой негласный пакт: мы друг друга не трогаем. Тем не менее. Я могу обратиться к ним на их языке? Под языком я подразумеваю систему поведения, которая позволит воспринимать меня как своего. И то же самое с любой из форм жизни на Земле. Хозяин только один – Творец.


Это, не говоря о том, что шмели для экосистемы намного полезней, чем я со всей суммой знаний.


И потому, если что-то выскочило о родной Самарской Луке, о которой ты давно знаешь – никогда не был на Босфоре, и уже не очень-то и хочется, это моя Родина – не малая, а подлинная, и я хочу однажды умереть вот здесь, на этом песке у реки… Выход один – восприятие ребёнка. Вечер (Волжское) написано глазами того мальчика, который отдыхал в Заволжье в 80-е. Вся разница между им тогдашним и мной сегодняшним лишь в том, что я сегодняшний могу как-то выразить словами то, что он тогда чувствовал.


– У тебя одно формальное противоречие. Природа в стихотворении – мать. А ты говорил о безжалостности стихий и беззащитности перед ними обычного человека. Я ради уточнения, как филолог и немного философ.


– Мать может быть и строгой. Иногда даже должна. Она ласкова с теми, кто начинает что-то осознавать. Вот – подлинный смысл посвящений нерукотворному миру, будь то картины Репина или стихи. Стяжание этой ласки и доброты. Как пятёрка первому ученику в классе.


– И мы тянем руки (я тоже такая, ты знаешь) – мол, вызовите к доске, я подготовился!


– Угу. Такой детский лепет перед непостижимым. Но искренний. И знаешь, что ещё мне хочется произнести: Репину было проще. В Ширяево он приехал как к роскошной любовнице. А сам не из этих мест.


– Отсутствие слепого чувства только помогает художнику.


– Именно! Он фиксирует, отображает, подмечает, подобно любовнику, неспешно снимающему блузку. Как тебе объяснить… Он знает себе цену, как художнику, и своей «любовнице» – Самарской Луке или Волжской Булгарии, кому как больше нравится.


– Можешь не продолжать. А ты – восторженный юноша, у которого всё вечно так, словно впервые.


– И каждый приезд я рву эту «блузку», да. Там страсть, а не медитация созерцателя, ты права.


И меня оправдывает разве только то, что таких стихов о страсти у меня совсем немного.



******



Вечер (Волжское)



Как к матери, прильнуть к природе
Обнять, согреться и спастись
И в первозданной той свободе
В невысказанном обрести
Покой зеркально-чистой глади
И мудрость шелестящих трав
Отдохновенье на закате
И сумерек тишайший нрав
И тот рассвет, что вечно благ.


******


А если кисти неземные
Рисуют алую зарю
И ветер тучи дождевые
Неспешно гонит к сентябрю
Укроюсь под густой листвою
Ныряя в зелень тех лесов
Что благодатны для покоя
Ни красок нет и ни холстов
Ни музыки и ни глаголов
Что всяк поэт упорно жжёт
Вдали уснул постылый город
Лишь этот вечер – не солжёт.


(11.08.2016)



Другие статьи в литературном дневнике: