Харламов, PS

Константин Жибуртович: литературный дневник

PS к сегодняшнему эссе о Валерии Харламове.


Советская школа хоккея, а сегодня российская, всегда изобиловала мастерами на флангах атаки (в лексиконе хоккея – краями). Тот же Артемий Панарин сегодня – игрок харламовской эстетики. Но для мирового признания многим не хватало характера, а не уровня паблисити.


Ссылка в команду «Звезда» (Чебаркуль) и школа тренировок Анатолия Тарасова выковали из Харламова не только парня с золотыми руками и идеальным катанием, но и мастера, лучше иных играющего под давлением и с ажиотажем вокруг. В НХЛ это заметили с первой игры Суперсерии 1972 года Канада – СССР.


Это артист на льду с несгибаемым характером. Обычно дано что-то одно: или «фигурист», пасующий перед грубостью, или скала на льду, но с недостатком творческих способностей. Вечный конфликт двух начал – человека умного созерцания, и не идеального, но действия.


Именно этого добивался Тарасов от своего первого на все времена ученика, применяя зачастую репрессивную педагогику. Закалка огромного таланта.


Именно поэтому, не сыграв ни единого матча за клубы НХЛ, Харламов был введён в Зал Славы Лиги в Торонто. Позже, завершив спортивные карьеры, участники Суперсерии-72 встречались семьями в России и Канаде по взаимному приглашению. Каждый раз филадельфиец Бобби Кларк оправдывался за то, что нанёс умышленную травму Харламову в московской части Суперсерии, позволившей Канаде сохранить репутацию (на родине хоккея по сумме четырёх игр победила сборная СССР, в Москве – сборная Кленового Листа).


Кларк так и войдёт в Историю – филадельфийским провинциалом, грубо выведшим на время из игры мастера, чьё искусство не ведает паспортов, виз и границ. Он сам знает об этом.


Много позже, но нравы НХЛ изменились. Игроки плана Кларка из Лиги почти исчезли. Когда одному из «полицейских»* Анахайма тренер приказал избить и травмировать Сергея Фёдорова в серии с Детройтом, тот ответил примерно так: «слушай сюда, сукин сын. Этого парня я трогать не буду, потому что он классно играет в хоккей. И становиться новым Бобби Кларком не собираюсь».


Харламов – я писал это неоднократно – опередил своё время. И за тот классный продукт, которым является сегодняшняя НХЛ, Лиге стоит поклониться ему одним из первых.


Что прекрасно понимают в Северной Америке.


И да, ничего дурного не скажу о фильме «Легенда 17», прекрасно зная все претензии эстетов, как и саму Историю – не хуже, чем они. В российском кинематографе три менее-более достойных картины о мастерах той эпохи – помимо Харламова, это «Движение вверх» и «Чемпион мира». Всё.


Глупо придираться к художественному фильму, уничижая актёров, когда в Канаде Валерий Харламов и сегодня знаком каждой домохозяйке.


*Полицейский или тафгай – парень крупных габаритов, выходящий на лёд ради устрашения соперника, нанесения травм и драк. В сегодняшней НХЛ практически исчезнувшее амплуа – требуется умение играть в хоккей.




Другие статьи в литературном дневнике: