Ложная уравниловкаДенис Драгунский, писатель: "АВОСЬКА". СЛУЧАЙ С АРКАДИЕМ РАЙКИНЫМ. Вернее, не с ним, а про него. Рассказывали, что у Райкина был в конце 1970-х такой номер, который советская цензура тут же запретила, но раза три или четыре он его все-таки показал. Номер вот какой: выходит на сцену Райкин. В распахнутой дубленке. В мохеровом шарфе. В ондатровой шапке. В джинсах. В импортных зимних сапогах. В руке у него авоська - именно авоська, чтоб все было видно. А в авоське: палка копченой колбасы, бутылка виски "Белая лошадь", блок сигарет "Мальборо" и банка растворимого кофе. А в другой руке у него побрякивает брелок с ключами от автомобиля. То есть все - от одежды до съестного - недостижимая мечта советского человека 1970-х. Выходит, значит, Райкин на сцену, останавливается посредине, стоит и молчит. Минуту молчит, две, три... Зал начинает недоуменно кашлять и ерзать. И тут Райкин говорит: - Ну что я молчу, это понятно. А вы-то почему молчите? Трехсекундная пауза, и гром аплодисментов...
Мне навсегда запомнился эпизод из советского фильма примерно конца 70-х – начала 80-х. Актёр Владимир Самойлов в роли зажиточного кулака беседует с дальним родственником, который по незыблемой привычке советского человека полжизни тратит на то, чтобы вращать головой и смотреть – кто во что одет, с кем где был и когда, и вообще – что может себе позволить. И персонаж Самойлова веско так произносит монолог о том, что дурачок ты, Федя (или Вася). Я у тебя и у страны ничего не украл. На всё заработал трудом и смекалкой, пока ты гоняешь вечное домино с соседями по двору или квасишь по вечерам. Ты хочешь, чтобы и у тебя были хорошая квартира, дача, машина, красавица-жена и так далее? Для начала попробуй не пить и не забивать козла. Из-под клейма антисоветского фильма режиссёр выходит топорно – персонаж Самойлова (мужик без тяги к спиртному в расцвете сил) внезапно тяжело заболел и с трудом выздоравливая, кается перед родственником – мол, нехороший я человек, редиска, чуть ли не капиталист, страшно сказать. Прости заблудшего. Самойлов – актёр от Бога, но я мигом подметил: в той сцене, где он явно намекает на то, что неравенство по способностям и благам – данность от рождения, он очень убедителен. Где болеет и раскаивается – нет. Наружу лезет постановочная фальшь. Потому что если он поправится, ни в какое домино с Васей/Федей играть по-прежнему не будет. Каждому – своё. И нет ничего фальшивей, чем братание человека слова и действия с праздным любителем домино. Или «хождения в народ» интеллектуала. Одно из свойств советской системы воспитания – ты должен испытывать неловкость только потому, что не такой, как они. И в этом контексте пародия Райкина – была она, или это байка – бесценна. Перемены начинаются там. И их озвучивание политиками превращается в констатацию. © Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|