15 личных стихов, часть XТак страницу мараешь (Бродский, Мексиканский Романсеро, 1975) – Это стихотворение – одно из потрясений молодости. У «моего Бродского» таких не очень много, при всём признании его гения. – Да-да, я помню. Помимо «романсеро» это «Натюрморт», «Торс»… – «Письма римскому другу», конечно. Я вспоминаю, как одна известная поэтесса проводила опрос в соцсетях: что для вас поэзия, перво-наперво? Какое определение вы считаете самым точным? Я ответил – невозможность выразить иначе. Она потом сказала мне, что это идеалистичное определение. Мол, красиво, но едва ли соотносится с истиной. Я вскипел: вне идеализма в принципе нет смысла обращаться к поэзии! Пиши прозу во всей гамме – роман, повесть, эссеистика, миниатюра… Так вот, у Бродского мои «многобукафф» изложены ге-ни-а-льно: Это январь. Зима Пора. Я готов начать. О чём? О днях. О ночах. – Я объясню, Костя. Здесь короткая строка. Это, на мой взгляд, доступно немногим. – Территория тонкого льда, да. – Потому что чуть сфальшивишь, и сразу заметно. Длинноты стихосложения маскируют недостатки звукорядов. – Ты говоришь, как филолог. Я абсолютно согласен, но скажу иное. Вот эта вот строка – «но лучше мне говорить» точнее всего отображает благодать невозможности промолчать. – Я пишу, я существую. Конечно, мне это знакомо. – Я пишу, и чувствую, что мне есть, что произнести. Такое случается далеко не всегда. Вот – та самая благодать. Чаще случается «или же – ничего». – Название «31 июня» видится прямой отсылкой к классике советского кино. – Не поверишь, нет. Хотя что-то сидело в подсознании, конечно. Но соль в ином. Это несуществующий день моего любимого месяца года. – Или существующий вне трёхмерного пространства. – Да, так точнее. В моём календаре всего два подлинных праздника – оба Рождества и начало лета. Всё иное я именую поводами. Вторая часть «как музыкант рождает сердцем ноты» появилась на Рождество 2015 года. Первая – аккурат в июне, полгода спустя. – Здесь у тебя мне интересно вот что. Первая часть – по логике – просится для финала. А вторая – для середины стихотворения. Начала как бы нет, это больше свойственно авангарду. Такой «рваный стих» – не стилистически, а содержательно. И вот ещё что. Многие поэты чураются глаголов. Здесь нет этой фобии – «я растворился, отошёл и выпал». – Если что-то уместно по духу, мне безразличны фобии и комментарии «ага, глаголы рифмует». То есть, допустим, ты понимаешь, что «кровь/любовь» в данном контексте самая точная рифма, и всё – весь сонм критиков тебе не указ. – Вот, абсолютно! Только на днях размышляла об этом. А твоё стихотворение я – на дистанции небольшого, но времени – вижу достойной попыткой заглянуть «за». – Это то, с чего мы начинали диалог. «Так страницу мараешь ради мелкого чуда». Вообще, 10-е годы – большей частью – то время, когда себе сегодняшнему я вижусь наивным и жестоким одновременно. «31 июня» – одно из оправданий тогдашнего существования. Как, например, стихи того же периода «В старом городе снова дожди», «Деревенское» и, конечно, «Письмо» – но это уже итог того жизненного этапа… ****** 31 июня Мечтательного дня, мифического года Я растворился, отошёл и выпал Без зла и благодарности к былому
Как музыкант рождает сердцем ноты Традиций, принципов, форм и сомнений И я, в мечтах вместить ту неотмирность (январь – июнь 2015 года)
© Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|