От создателей...

Константин Жибуртович: литературный дневник

В 2000-2001 годах коллеги по радио беззлобно язвили надо мной, посмотревшим с удовольствием оба сезона сериала «Остановка по требованию». Он, к слову, тоньше, глубже и просто разнообразней саг Рязанова про вокзал для двоих и служебный роман (который я вообще воспринимаю как приговор 70-м в СССР).


А здесь жива надежда. Вот да, мы очень разные, многим и поговорить взаимно не о чем, но не утратившие способность любить и взглянуть на жизнь с юмором. Без тени безнадёги советских НИИ и любых учреждений той эпохи. Даже хам и карьерист Стульев по-своему обаятелен.


И разборка за женщин на палубе теплохода в финале первого сезона между Смирновым и Клениным взаимно лишена нынешней обречённой злобы. Скандал в благородном семействе. Это случается из-за красивых умом и душою дам – и с такими же красивыми кавалерами. Сплошь и рядом, во все века.


И главное: результат этой драки не имеет никакого значения – решают не мужчины. Ничья, зафиксированная в фильме (оба пострадали и напоследок промокли в волжской воде) дарует финал: жёны испугались за своих уже почти бывших мужей, спонтанная эмоция сострадания не лжёт.


Финал не окончательный. Рыцарством уже не заклеить огромную и взаимную трещину.


Разумеется, эти мысли я держал при себе. Пока мне говорили: что там обсуждать всерьёз, какой такой конфликт? Сентиментальная клюква с парой-тройкой хороших диалогов. (Хотя всего одна эпизодическая роль Галины Польских в 4-й серии первого сезона – топ актёрской школы).


Успешный – и не только среди домохозяек – сериал предсказуемо сменили сотни средних и бесталанных. Герои становились стервозней и циничней. Вместо рефлексий – тяга к карьерной халяве или жизни содержанки. Вместо диалогов – обмен репликами, написанными лит. неграми, прошедшими один и тот же тренинг.


Кажется, тогда, в конце нулевых, я произнёс: вскоре обсуждать будет нечего. И сейчас, когда ломаются копья из-за каких-то «Пацанов», я понимаю: деградация чудовищная. Это настолько дико, что у меня нет ни малейшего желания углубляться в проблематику. Человек не идёт на пир, где его никто не ждёт, да ещё, с немалой вероятностью, где его покалечат.


Покалечат ещё и тем, что в воспоминаниях о той эпохе начала 2000-х мало кто в принципе произнесёт, что внешне развлекательное кино было добрее и глубже. А мы сами – светлее. Не-а. У меня был первый плэйстэйшн, винда первой версии, инет по карточкам и паника перед обнулением программ в связи с Миллениумом. А, ну девчонка у меня была классная. Тогда я мог заниматься любовью до трёх раз за сутки. Она кричала от счастья (я видел немало схожих мемов в инете с хэштегом «ностальджи», серьёзно).


Ну вот и получили – «Пацаны». От создателей, воротивших нос от всяких признаков человечности и способности любить и сострадать в любом жанре.



Другие статьи в литературном дневнике: