234 Структурализм и идеи Фуко о связи слов и вещей

Ььььь: литературный дневник

Соссюр сформулировал крайне интересную систему связи знака и вещи. Согласно его теории отношения указания (когда слово указывает на предмет), то есть отношения прямой нотации никогда не соблюдаются. То есть язык является самодостаточной для порождения смысла сферой. То есть смысл по Соссюру находится в языке, а не вне языка, не в вещах. И лишь конфигурации смысла в языке и организуют характер нотации, указывания. То есть нотация не первична для языка, а вторична. Соответственно изменив структуру знака, если понимать под знаком обозначающее (план выражения), мы изменим и вектор нашего внимания по отношению к обозначаемому (план содержания). Это значит, что смысл зависит не от вещи, а от отношений между знаками. Это функция меняющегося смысла, а не меняющихся вещей. Всё это получило название теории коннотации. И эта функция коннотации была объявлена главной функцией языка. Так язык получил определение самостоятельной сферы, которая предопределяла, то каким образом организована нотация, указывание. Следовательно, задачей интеллектуального поиска с этого времени становится не установление прямых связей знака и реальной вещи, а выяснение отношений между знаками внутри языка. Отсюда усилившееся значение контекста. Всё есть текст и контекстуальные соотношения семантических единиц, а также синтаксис являются именно машиной производства смыслов. И лишь производя смыслы, в качестве побочного или обязательного явления мы имеем дело со множеством внеязыковых вещей, которые сами по себе представляют тёмный хаос и приобретают характер исключительно найдя своё место в структуре языка, который существует автономно. Вот такая идея Соссюра.
Плюс базовое соссюровское разделение на язык и речь. По Соссюру смысл любой речи определяется языком. Соответственно существует самая базовая система отношений язык/речь, и их внутренние отношения и составляют семантическую матрицу человеческого мышления. А внеязыковые вещи играют здесь второстепенную роль. Но одновременно если это так, то смысл высказывания определяется не теми вещами, о которых идёт речь, а той структурой, которая содержится внутри высказывания и с помощью которой высказывание соотносится с стихией языка, чьи семантические структуры склоняются спрягаются и как-либо иначе видоизменяются в данном случае.
То есть любое высказывание мы должны соотносить с грамматически, семантически, контекстуально правильным языком. И вот тогда мы найдём смысл того, что мы сказали.
Так образом, мир вещей, внеязыковая реальность вообще выносится за скобки, также как феноменологи выносят за скобки политический процесс или научное знание.


Вот эти структуралистсткие открытия Фуко взял за основу и на них начал строить свой дискурсивный анализ.
Рикёр развивал структуралистские идеи в применении к герменевтике (методология). Лакан использовал структурализм в психоанализе. Леви-Стросс применял их в отношении философской антропологии. А сам Фуко применил структурализм к сфере истории идей, к структуре знаний.


И он же в числе других перевёл структурализм в постструктурализм. Одним из основных понятий в его теории является эпистема.



Другие статьи в литературном дневнике: