241 Физика Аристотеля

Ььььь: литературный дневник

По Аристотелю не существует пустоты. Всякое место чем-то занято. Но почему тогда мир полон движением, не статичен? Всякое движение вещи есть поиск вещью своего места. То есть место, уготованное для вещи, это и есть её цель. Так физическая протяжённость (идея пространства) смыкается с мыслью (идея мышления), а мышление и протяжённость как мы помним являются двумя атрибутами субстанции (Декарт, Спиноза). Итак, вещь ищет своё место и тем самым двигается к цели (У человека это бытие-к-смерти). Нахождение вещью своего места означает прекращение движения и если движение это жизнь, то остановка это смерть, поэтому вещь, нашедшая своё место, можно считать включённой в порядок, упорядочённой, обретшей самое себя. Если верно то, что "нужно ещё носить за душой хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду", то чтобы умереть, нужно носить за душой порядок.
В процессе поиска своего места вещи сталкиваются, то бишь конфликтуют. Конфликт поэтому возможен только в движении, и значит он является непременным условием бытия.
Таким образом, пространство по Аристотелю оказывается чётко структурированным, т.е. анизотропным. Это пространство, в котором имеется центр и окружности. Но для каждой вещи центром пространства будет точка абсолютного порядка, точка обретения своей сути, смысла, смерти.
В современной научной картине мира в пику Аристотелю общепринят тот факт, что пустое пространство, вакуум, существует и потому движение вещи имеет причину (causa sui), но не имеет цели (causa finalis). То есть сразу возникает представление, что все вещи движутся неизвестно куда. То есть современная наука делает мир абсолютно бессмысленным.
То же самое и со временем. По Аристотелю, время это мера движения. Поэтому если мы скажем, что всё движется бесцельно, то и время становится роковым, мёртвым. Возникает иллюзия, что именно оно и управляет движением. Такая картина мира лишена сакральности, скучна и аморфна.
Далее... Аристотель никогда не сочетал логику и физику. Тогда как научная картина мира, опять же в пику отцу наук, постулирует необходимую связь между первым и вторым. По Аристотелю логика и математика - это способ мышления о мире богов, а физика и риторика (то же - поэзия) - способы мыслить о земном мире.


А. Г. Дугин



Другие статьи в литературном дневнике: