238 Почему либерализм не одолеть в ближайшие годы?

Ььььь: литературный дневник

Во-первых потому, что даже при той ситуации вырождения западных ценностей, которую мы имеем, либерализм устоит - устоит, благодаря бешеному развитию науки и техники. Это развитие сопряжено с антропологической деградацией. Оно умаляет сознательность, человечность в человеке. Оно пробуждает к жизни существо нового типа - последнего человека; существо, ведомое исключительно иррациональными раздражителями, опирающееся на эмоции и ощущения, но никак не на мышление. Мы видим это, например, по протестам в Белоруссии, когда на улицу выходят огромные массы, очарованные эмоционально-чувственными раздражителями, под соусом которых подана до ужаса банальная, тупая мысль: "надо свергнуть Лукашенко, потому что власть должна быть сменяемой".


Во-вторых. До наступления эпохи постмодерна массы под контролем удерживала церковь и христианское мировоззрение, а высочайшей миссей для человека считалось самопожертвование. То был человек сознательный. Он удерживался под контролем через рациональное обоснование жертвы Христовой во имя нас, что в свою очередь служило обоснованием смерти за ближнего. Но с убийством Бога, провозглашённым Ницше, стало окончательно ясно, что прежние методы управления обществом перестают работать. Теперь же постмодерн и самоактуализировавшаяся англо-саксонская культура дали сильным мира сего новый инструмент управления. Это технологии, техника вообще. И новый век будет веком господства гностицизма! Нас ждёт кастовое общество, где человек, очарованный мифом техники, управляемый этим мифом - это человек бессознательный. Это человек-муравей, человек-пчела, технологически обслуживающий интересы муравейника. Вот единственно возможный способ управления массами в наши дни.


Итак, задача постмодерна - снизить в человеке рациональное, а взамен выявить и воспеть иррациональное. Только так будет сохранена управляемость и направляемость истории. То было рациональное христианство, а теперь будет гностицизм - религия господства бессознательного.
___________________


Философы-пессимисты, основное чувство которых было неприятие к миру, к жизни, к людям, короче - ко всему (что само по себе сближает их с гностицизмом): Будда, А. Шопенгауэр, Э. фон Гартман, С. Кьеркегор, М. Штирнер, Ф. Майнлендер, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер. Жизнерадостный пессимизм-нигилизм постмодернистов это взгляды Бахтина, Делеза, Лакана, Фуко, а также Эко и Барта.
Впрочем, Ницше в этом списке - лишний. Его пессимизм на поверку оказывается оптимизмом. К тому же он довольно рационален.
Самыми отбитыми из перечисленных были Гартман, мечтавший об убийстве всего живого на Земле с помощью оружия массового поражения, и Майнлендер - этакий немецкий Кириллов, повесившийся после получения из типографии своего программного сочинения.


Писатели-пессимисты: Дж. Свифт, М. Лермонтов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Сологуб (и декаденты-символисты вообще), В. Пелевин, В. Сорокин.


Основное чувство этого типа людей - влечение к смерти, к небытию. Они отрицатели, ниспровергатели и уничтожители. Кроме того практически все они - иррационалисты, служители Диониса, отличавшиеся неумеренностью и тотальной иронией (которая по своей сути и есть нигилизм).





Другие статьи в литературном дневнике: