237 Единое большинство и сонм разных меньшинств

Ььььь: литературный дневник

Социологические исследования о русской культуре показывают: если в странах, где господствует либерализм, на лидирующие позиции во всех сферах выводятся охуевшие от глубины своего ума и собственной неповторимости отдельные личности или возглавляемые ими малые закрытые группы (именно благодаря этому в Англии, например, на протяжении многих веков господствует крайне устойчивая прослойка элитариев), то в России всякая отдельность и исключительность даже с эстетической точки зрения предстаёт уродством. Поэтому устойчивых элит в нашем обществе нет, их заменяет царь. Элиты у нас презираемы большинством. Но большинство у нас всегда молчаливо, поэтому презирают тихо, а вот меньшинства "уродливых" крикливы и деятельны. Поэтому-то либерал чувствует, что в России он не на своём месте. И наоборот - индивидуалисты на Западе дробят безликое большинство на множества осколков, а те по-настоящему крупные группы, которые тоже издавна были там, это почти всегда тайные общества навроде масонов и иезуитов. Главное слово здесь - "тайные". Люд тамошний не презирает элиты, а в охотку идёт им на услужение.


Так множественность противостоит единичности. Так их либеральный персонализм противопоставлен нашей соборности.


Аполлонизм - умеренность, центростремительность. Дионисийство - чрезмерность, центробежность.


Русская культура дионисийская, но в этом своём дионисийстве она цельная. И ядром объединения здесь является православие. Как писал Достоевский: "Россия без Христа - это хаос и всеобщее совокупление". Чтобы что-то сделать, нам всем нужно "собраться". Без православия мы "собраться" не умеем. А как тогда делать общее дело?


Существует достаточное количество исследований о связи гностицизма с либерализмом, либертинизмом и люциферизмом. Зачастую три названных учения в них подаются как наследие гностицизма, как его логическое продолжение. Основным правопреемлющим фактором в связи между гностицизмом и позднейшими учениями является идея о некоем тайном знании для избранных. Избранные (или пневматики, если пользоваться гностической теорией типов) по сути своей являются либералами, поскольку жизненный путь всякой оформившейся индивидуальности необходимо связывать с получением особого ТАЙНОГО знания - знания, которое отделяет тебя от толпы. Отделение же от толпы необходимо сопровождается нарушением общепризнанных табу, которое в свою очередь может быть оправдано только идеологией близкой либерализму, либертинизму и люциферизму. (Протестанты для которых спасение считалось невозможным с головой уходили в бизнес (см. Макс Вебер "Капитализм и протестантская этика"))


Вообще это интересно - гностицизм словно бы пародирует христианство, вьётся вокруг него как плющ на всех этапах исторического процесса. В нашей интеллектуальной традиции едва ли не все философы, начиная с Фёдорова и Соловьёва (Циолковский, Бердяев и т.д.) так или иначе касались гностицизма, испытывали к нему неясное тяготение. Вероятно оттого, что гностицизм сам по себе есть ни что иное как антагонизм христианства, антихрист со множеством лиц, то самое, тактическое, полемизирующее с долговременной стратегемой начало способствующее всякому творчеству и тем самым длящее жизнь.



Другие статьи в литературном дневнике: