Юрий Фофин. Памяти писателя Владимира МихееваЮрий Фофин. Памяти писателя Владимира Михеева (1952-2019) Прошел год со дня смерти Владимира Ивановича Михеева. Он был «одним из самых одаренных нынешних новеллистов», — как сказала о нем литературовед, литературный критик Евгения Щеглова, в статье «Контекст рассказа», — писал «ясную и чистую прозу, легкую, лишенную мучительных для читателя и, как правило, пустоватых изысков…» Михеев родился 18 февраля 1952 г. в Челябинске. В 1969-ом году окончил школу № 10. На следующий год уехал работать в Карелию, устроился шофером в «Мурманскдорстрой». Через два года, в 1972-ом уволился и поехал в Москву. Там поступил в МГУ на филологический факультет. Окончив обучение, забрал документы без диплома, чтобы не отрабатывать два года по распределению. В 80-х годах работал в Сибири в геологоразведке. Вернулся в Челябинск. Работал охранником, дворником, снабженцем, строителем, геофизиком. Прозу писать начал еще в школе. Однако только в 1982-ом году послал на публикацию повесть «Отцы пустынники и жены непорочны» в журнал «Новый мир». Редакционная комиссия два года не могла принять решение о публикации. В конечном итоге повесть была отклонена. Публиковаться начал с 2004-го года. В 2015-ом был принят в Союз писателей России, а в 2016-ом в члены правления Областной писательской организации. Принимал участие в качестве мастера на различных литературных форумах и семинарах. Ушел из жизни 10-го ноября 2019-го года от переохлаждения, потеряв сознание во время пробежки в лесу. «…Среди ночи он выходит из купе. Коридор слабо освещен. Он ходит по истертой ковровой дорожке, смотрит себе под ноги, смотрит на закрытые двери чужих купе, думает. Смутно ему воображается множество разных людей, спящих сейчас в вагоне и во всем поезде, каждый на своей полке, или, может быть, тихо разговаривающих в темноте, даже выпивающих, курящих, светя огоньками папирос, или молча думающих о своем, поглядывая в окно на ту же темноту, на те же редкие отдаленные огни… «Прозёванный гений» — это выражение уже стало общим местом. Слишком часто его используют. Но трудно подобрать другие слова, когда уходят из жизни личности такого масштаба, как Владимир Иванович Михеев. И это не преувеличение. Те, кто успел познакомиться с ним, хорошо понимает это. А для тех, кто общался с ним близко, бывал дома, видел его библиотеку из четырех тысяч книг, десятки коробок с рукописями, занимающие полкомнаты — это очевидно. Михеев публиковался в центральных толстых журналах, был постоянным автором «Звезды». Однако так случилось, что его творчество осталось недооцененным. У Михеева опубликовано два романа и десятки рассказов. В девяностые годы он работал над публицистической книгой о России, но почему-то не стал ее издавать. Написал три сценария, с одним из которых хотел работать режиссер Сергей Соловьев. Десять лет вел киноклуб в кинообразовательном центре имени Леонида Оболенского, и к каждому просмотру основательно готовился: записывал «свой» сценарий и толкование фильма. Он исследовал все классическое кино — от Эйзенштейна и Дрейера до Джармуша и Триера. Если структурировать эти записи, они составят, пожалуй, самую полную антологию кино на сегодняшний день. Осмысляя весь труд Михеева, невольно приходишь к выводу, что ушел действительно крупный мыслитель нашего времени. Это нужно нам. Для самого Михеева это уже не имеет значения. И — как будто бы не имело. Не для этого он жил. Сама по себе жизнь, каждый ее день, каждое мгновение, значили для него гораздо больше. Поэтому и не было особого стремления к публикациям и изданиям книг. Однако он не врал в искусстве. Не притворялся. Много кто его упрекал в консерватизме, косном традиционализме — и в мыслях, и в форме. Да, он словно был человек из позапрошлого века. Да что там века — как будто из другого мира. И, возможно, когда устареют и рухнут актуальные сегодня формы и смыслы, станет ясно подлинное значение Владимира Михеева. Странный парадокс получается. Всю свою жизнь Владимир принес в жертву искусству. Но при этом собственно жизнь он любил больше. Жизнь особенную, для многих непонятную. Кажется, что и занятие искусством он придумал себе только, чтобы жить так, как хочется ему — свободно. Именно к свободе он всегда стремился. И в этом стремлении был счастлив. https://rospisatel.ru/miheev-rasskaz.htm… Прочитайте знаковый его рассказ. https://magazines.gorky.media/zvezda/200… © Copyright: Дмитрий Крикунов, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|