Людмила Онищук. Искусство маленьких шагов

Дмитрий Крикунов: литературный дневник

Людмила Онищук


О молитве
«Искусство маленьких шагов»,
приписываемой Антуану де Сент-Экзюпери


Эти добрые люди ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница
эта будет продолжаться очень долгое время.
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»


Душа не воспринимает оков ума. Пусть даже самый мудрый,
он всегда ограничен видимым миром. Недостаток энергии света
истязает душу одиночеством.


Антуан де Сент–Экзюпери говорил с миром в трагический период христианскими философскими образами, молитвами.
Они солью слезы одинокой души сопровождали караван его жизни. Пересказ мыслей гуманиста — это не одно и то же, что его слова.


"Молитва об искусстве маленьких шагов" — выдумка
неизвестного автора. У Экзюпери не было этой молитвы.
Никто не может назвать ее источник в работах французского философа. Тем не менее ее читают и тиражируют.


Антуан де Сент-Экзюпери — католик. В своих произведениях довольно часто использует молитвенные обращения свободного характера.
Кто–то, читая его, решил собрать, назвав это молитвой «Искусство маленьких шагов».
Такая подача понравилась и ее размножили в интернете.


А «Цитадель» хранилась в чемодане на семистах листках.
Она была якорем Экзюпери. Сложное чтиво — не стандартное. Главная книга жизни автора одновременно подтверждает и оспаривает молитву искусства маленьких шагов..

Текст и автор


Любому автору было бы не уютно, если незаконно пользуются его именем. Слова «Господи научи меня искусству маленьких шагов»
не находят подтверждения в книгах Антуана де Сент-Экзюпери.
Но, благодаря приписанному к ним имени гуманиста с мировым
именем, их цитирование зашкаливает.
Неужели сложно понять — маленький принц не означает «маленькие шаги» для молитв большой жизни ?!


Церковь выработала единообразные строгие правила и никогда не популяризировала молитвы невоцерковленных людей.
Общепринято считать, что помогает вера, а не заученные слова.
Если обратить внимание на содержание молитвенного текста церковных молитв, то он логичен, легко запоминается, краток и последователен.


Но разве обладает такими качествами пресыщенный просьбами абстрактного характера "молитва" из 13 пунктов не имеющая ссылок
на оригинал?


Книги Антуана наполнены христианской философией.
Молитвы героев его произведений для тех, кто выбирает
каноны самопожертвования.


Марианна Кожевникова, переводчица произведений Экзюпери,
доказала, что автор любит разъяснять. Он не бросает одну
голую фразу. Как правило, мысль развивается в нескольких главах.


«Цитадель» — последняя книга писателя–экзистенциалиста.
Она должна была изменить его самого, прежде, чем смерть «завершит
его дерево».
Произведение подтверждает и опровергает молитву малых шагов.


Сравним молитву с содержанием произведений писателя.
Похоже, что от звездного мальчика, был одолжен эпитет «маленький». Это придало названию молитвы стильность.


У писателя–экзистенциалиста герои живут в «пограничной ситуации».
Все мирское переосмысливается.


"Цитадель"

Сын царя, убитого берберами, убеждается, что народ не ценит замок. Он ведет его в пустыню с целью поиска оазиса.
Не правда ли, это идентично с Библейской историей Моисея? Возможно, это и есть трактовка смысла исхода евреев из Египта.
То есть они ушли не из-за традиционно принятой версии - уход от рабства, а из-за желания очистится от привычных взглядов и найти ключ к свету, что может наполнить душу и снять ощущение одиночества.


Ключевые слова притч из "Цитадели", составляющих произведение, выстроены в последовательность утверждений:


1. Храм — желанное место обитания души.
2. Смерть: живущий боится ее больше, чем умирающий.
3. Цитадель —
а) жизнь без нее внутри человека похожа на караван, идущий
в пустыне к высохшему колодцу;
б) ломая ее, люди обретают тоску — обитательницу развалин;
в) каждый должен строить ее вокруг сердца;
г) ее стены это законы.


4. Дом, замок — это сердце человека.
5. Оазис в пустыне — дар Бога, который не ценят;
6. Берберы — символ опасности в пустыне, подстерегающий странствующих по ней.
7. Пустыня — символ отторжения лишнего, напоминающий человеку о том, что в нем много иллюзий.


Эта книга помогает тем, кто готов стать гуманистом.
Зерно добра брошено в почву. Оно всходит, если чаще читать Экзюпери.

Книга-откровение — это попытка автора соорудить храм внутри себя. Он пытается очистить сознание. Поэтому он отправляет своего героя в пустыню. Там отсутствует суета.
В тишине:
- он сделает сердце христианским;
- укрепит его защиту;
- создаст закон, по которому будет жить;
- подготовит место для Бога в своем сердце.



В уста главного героя в книге-откровении писатель вкладывает обращение к Всевышнему. Он наполнен желанием:
- найти гармонию;
- объединить людей единым замыслом;
- создать счастье для всех.
Задача зодчему поставлена. Она действительно сложна. Но мудрость авторитетного французского мыслителя в том, что он признает:
проб без ошибок не бывает. Поэтому необходимо благодарить всех, кто помогал строить храм.


Людмила Онищук


У Экзюпери не было молитвы "об искусстве маленьких шагов". Очерк приведен в сокращении


Сравнение текстов:


Антуан де Сент-Экзюпери "Цитадель":


Дружба - это всегда перемирие, это душевное согласие, отрешившееся от пошлых распрей повседневности.


Молитва: Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне
быть достойным этого самого прекрасного и нежного дара судьбы.


Вывод делайте сами



- Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого
общения.
- Не смешивай любовь с жаждой завладеть, которая приносит столько мучений. Вопреки общепринятому мнению, любовь не причиняет мук. Мучает инстинкт собственности.


- Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен.
- Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить —
это значит смотреть в одном направлении.-Любимый цветок — это прежде всего отказ от всех остальных цветков


- Разлука научит тебя любить по-настоящему.
- Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь
правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.


- Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную
любовь — по невозможности быть обиженным.

- Гостеприимство, обходительность - это присутствие человеческого в человеке. В мире достаточно судей. Помогать тебе меняться и закалять тебя будут враги. Это их дело, они с ним прекрасно справятся. А друг создан для того, чтобы тебя принять.
Знай и о Господе. Он не судит тебя, когда ты пришёл к Нему в храм,
Он тебя принял.


- Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
- Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
- Умирают только за то, ради чего стоит жить.



Другие статьи в литературном дневнике: