Валентин Курбатов. О трёх яблоках

Дмитрий Крикунов: литературный дневник

О трех яблоках... (Уроки Русского Писателя)


"Я повидал мир. Поездил, может, даже с избытком. Было что посмотреть, было чему удивляться... Но только здесь ближе всего находишься к самому себе, к своей сути. И человек остается человеком только тогда, когда он сохраняет связи со своей землей. Когда помнит о ней. Он может уехать куда-то, работать далеко, потому что не всегда находится дело по способностям на родной земле. Но если он о ней забывает – это погибель. Человек перерождается. Происходит его мутация. Он может состояться профессионально. Но если он порывает со своими корнями — он порывает и со своим родительством…" (Валентин Распутин). Повести и рассказы писателя задевают очень важные проблемы современности - как общественно-социальные, так и экологические. Он отвечал за каждое слово, которое он говорил, поэтому был так немногословен. Он понимал, что слово - это слишком ответственно. О детстве. "Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве." "Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминал писатель - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла... " (Валентин Распутин) Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок. Поселок Усть-Уда (где учился в старших классах) тоже был затоплен водами Братского водохранилища. Но Распутин спас родную школу - писатель помог перенести ее в другое место. Свой поступок он объяснил так: "Мне нужно было вернуть людям добро, которое они сделали для меня". О школе и учителях. В 1944 году будущий писатель пошел в первый класс Аталанской школы. На всю жизнь запомнил Валентин Распутин, как люди помогали друг другу переносить тяготы военных лет: " Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе. Не помню ни одного учителя, который кричал бы на нас. Где-нибудь на базарах кричали — я это помню — и крики, и драки. Но в школе все было очень спокойно. Какое-то затишье посреди беспокойной жизни. И нас, мальчишек, не тянуло на грубость, сквернословие. Меня и на курево не тянуло, хотя многие в деревне курили. Нет, мне повезло, что я в то время пошел в школу. А были такие отношения между людьми, которые замещали многие нехватки. Наш колхоз в Аталанке, обездоленный войной, придавленный планами и налогами, жил тем, как спасти детей, поднимая государство, ребятишек выводили в люди."


Именно об этом периоде у Распутина написан почти документальный рассказ "Уроки французского", по которому был снят одноименный фильм.
Лидия Михайловна Молокова - прототип героини Распутина " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".


В 70-80-х от университета Лидия Михайловна Молокова ездила преподавать русский язык на базе французского в Камбоджу и Алжир. Поразительно, но его бывшая учительница французского волей судьбы оказалась во Франции - в 1975 году ее пригласили преподавать русский язык в Сорбонну на два года. Для преподавательницы из провинциального университета это было чудом. Случайно зашла в парижский книжный магазин, увидела на обложке "В. РАСПУТИН", открыла книгу и тут же прочитала ее на одном дыхании. Спустя много лет они встретились в Москве.


Коротко о рассказе.
Мальчик, герой рассказа, страдает от голода и отсутствия поддержки. Он любим матерью, но обстоятельства вынуждают ее отправить ребенка в город одного — чтобы учиться, чтобы хоть как-то выбивался сам. Этому одиннадцатилетнему мальчику, к тому же еще не совсем здоровому, приходится выживать у чужих людей. Ему встречается учительница французского языка Лидия Михайловна, которая спасла мальчика ценой собственного увольнения.


О маленьком актере.
Этот фильм западает в сердце и чувственной игрой актерского состава, особенно удивляет игра 12-летнего мальчика Миши Егорова, воспитанника детского дома № 8 г. Москвы.
Но... В его жизни по большому счету ничего не изменилось ни после первой, ни после последней работы в кино. Четыре картины, четыре главные роли...
Все тот же детский дом, казенные вещи.
После окончания восьмилетки поступил в вечернюю школу, затем устроился на работу в трамвайное депо учеником слесаря. Потом работал на Октябрьской железной дороге. Восемь лет водил поезда, пока не познакомился с оперативником уголовного розыска. Так в 1993 году Михаил пришел работать в милицию. После учебы Михаилу присвоили первое офицерское звание - младший лейтенант. Вернувшись в родной ОВД, он продолжил работу в уголовном розыске.
В 2000 году Михаил Михайлович перевелся в 56-е отделение милиции ОВД района Кунцево. Спустя всего два года стал заместителем начальника по уголовному розыску, а еще через год - начальником отделения.
- Михаил Михайлович, а как же кино? Неужели никогда не жалели, что не сделали актерскую карьеру?
- Нет, что вы! Понимаете, никаких иллюзий у меня не было. Это очень тяжелый, изнурительный труд. Например, съемки "Уроков французского" проходили летом в павильоне, где воздух от софитов нагревался до 60 градусов. Когда я выходил на улицу, в тридцатиградусную жару, казалось, что попадал в зиму. Кроме того, я насмотрелся на людей, которые, снявшись в детстве в кино, становились впоследствии профессиональными, но невостребованными актерами. Они соглашались на любую роль в эпизоде или массовке... Так что совсем не факт, что моя актерская карьера продолжилась бы. И я это прекрасно понимал.
Вместо актерской карьеры Михаил Михайлович сделал милицейскую. А кино осталось с ним на экране.
"Уроки французского" заканчиваются тем, что учительница французского языка Лидия Михайловна вынужденно покидает школу, уезжает к себе на родину, на Кубань и к Новому году посылает Володе макароны и три яблока, укутанные ватой... И мальчик на всю жизнь запомнил эти три красных яблока... "Мы еще умеем плакать по-настоящему и любить по-настоящему, без выгоды и расчета. И такими нам лучше и оставаться всегда. И мы должны обязательно начать возвращаться к России." (Валентин Распутин) P.S.: " Валентин Григорьевич Распутин по-прежнему будет служить русскому сердцу, русскому слову и русской человеческой дали, для которой был рожден. Потому что, слава Богу, слово его не уходит. Его книги глядят с полок и ждут нашего внимания. Всегда в крайний час нас спасало русское слово. Будем памятливы, так спасёт и сейчас.



Другие статьи в литературном дневнике: