Забытые имена. Писатель Леонид Бородин

Дмитрий Крикунов: литературный дневник

Писатель Леонид Иванович Бородин (1938 - 2011)


Леонид Иванович Бородин – талантливый русский писатель, лауреат нескольких международных премий за книги, вышедшие за рубежом.
Родился в 1938 году в городе Иркутске, в семье потомственных учителей. Жил во многих сибирских деревнях, где его отец директорствовал в сельских школах и преподавал математику, а мать – историю. После окончания средней школы поступил в Иркутский госуниверситет на исторический факультет, откуда был исключен за политическую оппозицию. Работал в Норильске, на Братской ГЭС, заочно поступил учиться в педагогический институт в Улан-Удэ. Учительствовал в сельских школах Сибири, затем в Ленинградской области.
За участие в подпольной политической организации был осужден на шесть лет заключения. Там, в заключении, он начал писать. Первая книга – «Повесть странного времени» - вышла в 1978 году. Через два года – повесть «Третья правда», принесшая автору международную известность. В зарубежных журналах были опубликованы повести «Правила игры», «Расставание», «Полюс верности...». Повесть «Год чуда и печали», написанная Леонидом Бородиным для детей, удивительно светлая и чистая, полна сказочной романтики.
За антисоветскую деятельность и за публикацию книг за рубежом писателя вновь арестовывают. Лауреат нескольких международных премий, Леонид Бородин дважды отсидел в лагерях. Десять лет жизни проведены им не на свободе.
С 1992 года Леонид Бородин – главный редактор журнала «Москва».


В 2005 году включен в список Общественной палаты по назначению Президента Российской Федерации (созыв 2006–2008). Преподавал в Литературном институте.
В повести «Год чуда и печали» автор рассказывает историю 12-летнего подростка, с которым происходят загадочные события, вместившиеся в один год, проведенный им в поселке на берегу Байкала. Эта повесть автобиографична.
Л.И. Бородин, родившийся в Иркутске, провел свое детство в селе Маритуй, у подножья Байкала, куда привел и своего героя-подростка.


«Чудо – это то, что вопреки! Чудо – это то, чего, как правило, не бывает! А бывает оно, следовательно, вопреки правилам!
Если есть такие невезучие, у кого не было в жизни даже самого пустякового чуда, тем я могу помочь очень просто. Никаких тридевятых земель и никаких тридесятых царств!
Достаточно приехать в город Иркутск, там пересесть на электричку Иркутск – Слюдянка и занять место на левой стороне по ходу поезда…
Не все необычное есть чудо. Чудо – понятие нравственное. И вы убедитесь в том, если сможете оторваться в этот момент от окна и взглянуть на лица справа и слева от вас, что также приросли к окнам. Вы тогда увидите в этих лицах редчайшее выражение доброты, открытости, искренности, вы осязаемо уловите тогда факт того самого подобия, коим человек отличается от всякой прочей твари и что делает его собственно человеком...
Чудо, что откроется вам, если вы сядете в иркутскую электричку у окна по ходу поезда, зовется Байкалом, и он будет одним из главных героев повести, которую я начинаю наконец, заверяя читателя в абсолютной правдивости каждого и впредь сказанного мною слова!..»


В 2007 году за свое творение писатель получил премию «Ясная поляна» имени Льва Толстого. Критик Валентин Курбатов назвал повесть «светлейшим произведением за последнюю четверть века».
Скончался писатель 24 ноября 2011 года. Похоронен в городе Сергиевом Посаде.
Награды:
Всероссийская Пушкинская премия «Капитанская дочка» (за повесть «Царица Смуты», 1996)
Литературная премия «Умное сердце» имени Андрея Платонова (1997)
Премия Александра Солженицына (2002; «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды»)
«Большая литературная премия России» Союза писателей России (2004) за книгу воспоминаний «Без выбора»
Литературная премия «Ясная Поляна» (2007) за книгу «Год чуда и печали»
Награды Русской Православной Церкви:
Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2002).


https://detstvo.irkutsk.ru/authors/bio.p…


О книге "Год чуда без печали"


Самая пронзительная книга о Байкале, где переплетены ценности жизни, жертвенность и и главные легенды Байкала. Это автобиография писателя, который написал свое самое лиричное произведение, находясь в заключении. Это реальные места на Байкале, где сокрыто много тайн. Это невыносимая боль любви и самопожертвования. Это величайшая философия жизни, открытая юным школьником. Это магия слова, которая напрочь убивает уверенность в том, что великую истину можно рассказать только сложными словами. В жизни за все нужно платить и даже даруя, свободу близкому человеку, необходимо отдать самое дорогое. Богатырь Сибир, красавец Нессей, Иркут, старик Байколла, старуха Сарма, Марит и Нгарра — что произошло до того, как они стали географическими названиями? Какая трагедия произошла со всеми ними и как повторяются события той эпохи? Что случилось с Мертвой скалой и почему в наше время к ней едут паломники?


Отзыв


О, чудный Байкал, беспредельное море,
Священное море сибирских племен,
В твоем необъятном широком просторе
Какой-то таинственный смысл заключен.


Беспредельная глубина вод, необъятная глазу широта просторов, неподвластная воображению подводная красота, леса, скалы, та непроглядная и манящая природа - так думает и мечтает, наверное, каждый сидящий дома и рассматривающий многочисленные фотографии Байкала. Так мечтаю и я оказаться там однажды: побывать в сказке и увидеть чудо! Ну а пока передо мной не менее чудесная и трогательная повесть сибиряка Леонида Бородина, насквозь пронизанная любовью к родному краю. Повесть, в которой каждое слово, каждый эпитет, каждая легенда будто переносят вас за тысячи километров, открывают и всю красоту сибирской жизни, и всю детскую любовь автора, и всю его тоску по скале, где одиноко стоит сосна со сплетенными ветками. Это непередаваемые, какие-то глубинные, русские чувства - текст, от которого порой пробирает до мурашек от масштабности, от вечности...


Я хорошо, я достоверно помню, что, стоя тогда на каменной площадке над ущельем, я пережил мгновения не своей жизни, но мгновения вечности, которая так же неизмерима, как и мгновение, и поэтому равна ему.


Как минимум, из-за этих ощущений, из-за комка в горле от опьяняющей и охватывающей тебя красоты, и хочется собраться в путь, мечтать под стук колес, представлять... Представлять, что ты ребенок, едешь с родителями в какие-то дальние и неизведанные дали, ты сидишь слева по ходу поезда и туман, а сквозь него открывается "страна голубой воды и коричневых скал". Да, именно мальчишкой автор и попал на Байкал, а вы же представляете каково это: в детстве получить океан новых впечатлений, когда бегаешь с утра до ночи (у бабушки в деревне, например) и лишь изучаешь мир вокруг - речка, луга, стада пасутся, лес. Что уж говорить о любопытстве мальчишки, оказавшегося в сказке - величественные скалы, ущелье "могилы тысячи слонов", новые интересные люди, рыбалка с друзьями, походы за орехами в кедрач. Простота и открытость детства. Светлое будущее впереди, легкость и беззаботность.


Но однажды жизнь героя меняется, весь его мир оказывается перевернут, или правильнее сказать, наоборот, возносится на вершину скалы, где стоит одинокая сосна и ветвями тянется, вот только куда непонятно: то ли хочет ухватиться за дно озера и оказаться на глубине, то ли стремится к людям, то ли пытается взлететь, оторваться от скалы и стать свободной. Эта сосна на вершине скалы оказалась как магнит для автора, и как мне кажется, потому что отражала его душевное состояние: состояние новенького в жизни других людей, немного потерянного, хоть и окруженного людьми, но все равно одинокого. Честно говоря, поначалу после прочтения у меня не было никаких положительных или отрицательных чувств и эмоций. Но когда ты начинаешь писать о чистоте и красоте, запоздалая волна впечатлений накрывает тебя сразу, и становится солнечно и тепло от книги, все предложения становятся родными, начинаешь принимать все близко и проецировать радость, печаль, месть, прощение и другие эмоции на себя. Душевность обволакивает тебя, ты сливаешься с вечностью.


Да-да, именно так и ощущаешь себя, когда герой решается забраться ввысь, покорить вершину пусть и не мира, но поселка точно. Ах эта минута, это мгновение, когда ты понимаешь, что "чудо - это есть то, что вопреки...вопреки нашему опыту" и нужно лишь попытаться не понять, а принять его и примириться с ним. И размышления автора о том, что сумасшедшие - это просто не примирившиеся с чудом взрослые заставляет и читателя немного пофилософствовать. Вот скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда происходили события, вы совершали поступки, но не понимали и не могли потом рассказать как так вышло? У меня были. Однажды на море моя двоюродная сестра, "потеряв" дно под ногами начала тонуть, и я - не особый пловец, так, лягушка умеющая держаться на воде - смогла ее вытащить, вытолкнуть из воды, выбраться самой, когда сестра начала меня топить в страхе, смогла поставить ее на песок - для меня это чудо, как и описывает автор. Я не могу понять откуда у подростка -девочки взялись такие силы, я не могу понять, как мое тело делало то, что было надо, будто из глубин моего сознания всплывала "техника спасения" и я действовала. Конечно, можно во всем этом долго и упорно искать прагматичный аспект, можно долго и упорно вбивать себе, что просто я знала из книг или фильмов/передач. Ну а я же - просто принимаю чудо! И именно проникнувшись этой мыслью автора, я и прониклась самой книгой окончательно! В жизни есть чудо, и я не хочу переубеждаться в обратном, ведь само существование подобных мест силы как Байкал - само по себе сказочно, будто создано чьей-то фантазией.


Именно в фантазии, легенды, предания и проваливается мальчик, находясь на вершине скалы. "Жалкий заморыш" встречает старуху, восседающую на вершине, будто на троне, величественную и великую Сарму. И он поведает ей о том, что в долине живут люди, живут на станции Маритуй и на берегу величественного Байкала - да только эти названия всколыхнут в старухе воспоминания прошлого - больные и полные несчастья. И отправит она двенадцатилетнего мальчишку - который по ее словам уже должен быть мужчиной - на встречу судьбе, в пещеру, где во тьме веков восседает старик Байколла. И мальчишка оказывается втянут в многолетнюю (может и тысячелетнюю) вражду, становится свидетелем того, как глубоко чувство мести может отравлять душу, как "синие глаза, настолько печальные, что сразу все...заполнилось и тихо зазвучало печалью" сподвигнут юнца на небывалое (детское) мужество и поступки!


Любовь. Как вы представляли ее в детстве-юношестве? Что это было для вас? Я помню лишь смешные моменты своих эмоций, но тогда это были полные печали глаза и трагедия момента. Все относительно во времени, но только не у старухи на скале. Она помнила все и всегда, она не могла преодолеть себя и сделать мир другим. Она любила сыновей и ненавидела тех, кто отобрал их. Но вот этот недокормленный герой все же что-то изменил в ней: она решает играть с ним, она смеется над ним, пугает его, издевается, но все же готова уступить - освободить пленницу пещеры. За плату. И впервые сложный жизненный выбор ждет героя - оставить друга рядом, видеть его, общаться и смеяться с ним, или же подарить ей счастливую свободную жизнь, но самому остаться вновь одиноким. Очень печальный момент истории. Ведь какой бы выбор не был сделан - всегда кто-то останется в тоске. Как же жить герою - сделать поступок во благо себя и своего счастья, или же подумать о другом человеке, и сделать благо для него и попытаться не потерять надежду на счастье? Какой бы выбор сделали вы? Сложно и мучительно, но вся дальнейшая жизнь мальчика была определена этим его выбором. Все его мечты, все его горы, все его ощущения жизни были из этой детской тайны.


Очень душевная история, и несмотря на всё - легкая, невесомая, простая. И знаете, ведь заточенный в пещере старик, его зависимость от чувства мести старухи, его желание пусть не самому, но хоть дочери подарить свободу - пожалуй это олицетворение самого автора, заключенного на момент написания повести в тюрьме. Он сам - дух своей свободы, тень своей загнанной души, луч солнца в темном мире за камнем. Как многочисленные ветви сосны оплетают ствол, так и многочисленные эмоции переполняют душу героя. Перед ним много жизненных примеров: но об одном из них нельзя не упомянуть. Старуха Васина. Женщина, живущая в поселке. Женщина, познавшая горе потери. Женщина, будто антипод Сармы - не угнетенная чувством мести, не отравленная горем потери, а, наоборот, - она не отказывается от людей, она помогает людям, она отпустила то горе. Она смогла, в своем роде, совершить чудо:


«Она совершает чудо, потому что простить убийство невозможно. Это особое состояние души – почти чудесное, когда человек прощает…»


Так что, не стоит отравлять себя изнутри, стоит отпускать, стоит прощать, стоит жить дальше и любить. Именно об этом, мне кажется и повесть. О том, насколько красива и прекрасна жизнь, природа, люди - не надо во всем видеть плохое, надо отсекать его, лучше уезжать навсегда, но помнить лишь хорошее и теплое, ведь наши воспоминания подпитывают нас. Лучше уезжать к природе, к местам настолько прекрасным, что дух захватывает, что хочется видеть чудо жизни повсюду и верить в сказку наяву!


https://www.livelib.ru/book/1001598080/r…



Другие статьи в литературном дневнике: