Летописец. 3 Жизнь вечная

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Чего только не припоминал старый волхв, сидя на пеньке , вороша посохом муравейник. О том и в иных книгах старца Филофея было писано, а мною читано. Бывало читаю, читаю-круги перед глазами плывут, словно раскаленные ободья, што в кузне на тележное колесо натягивают. Имена, события,города, страны, битвы, даты ...И все враздробь. Будто кто связующую нить из бисерной вышивки выдернул. Лови -не лови, не соберешь воедино.


А волхв-жмудянин Мешке все те события и опричь того ещё много чего в голове держал и слагал в песнопения под звуки струн звонкой канклес.Возложит свой струмент, как гусли гусляр на колени и, перебирая певучие жилы перстами ,ведёт неспешный сказ. А внучок его льногловый ему на пастушьем рожке бирбине подыгрывает. И разносятся по лесу звуки голоса, и птицы в ветвях вторят в отклик струнам и дудению рожка.И и нижется на золотую нить , и собирается воедино бисер событий, лиц, дат. И фресками битв былых времён плывут перед глазами времена, будто псаломщик читает Священное Писание. Толи Иисус Навин в Иерихоне, толи хананеяне бегут от войска еврейского под песнь Деворы.


-А дело вот как было,-пел волхв, бряцая струнами, и ветерок шевелил его космы, вздувал власие белой бороды.- Так же как эту муравьиную кучу , пытались разворошить основанный Отцом Александра Невского Ярославом град Юрьев тевтоны и меченосцы. Уже их стяги наползали крестоносными тучами на городские стены, и стрелы дождем из тех туч вились.Но сверкнули молнии братьев-богов Перуна и Перкунаса и не помогли ордену меченосцев красные клинки на щитах, а тевтонам черные кресты на мантиях. Слились в один неодолимый поток силы жмуди и эстов, подоспели на подмогу Русь-новгородцы со псковичами. И посыпались с городских стен латники, гремя железом, как порожние походные котлы в разгромленном становище.



... И рубили эсты головы крестоносцам, что шли, чтобы мечом выгнать и их, и жмудь, и аушкайтов из дремучих чащь, где поклонялись те своим богам и поставить на колени в своих молельнях, чем то напоминавшим лесным людям своими подобными пикам шпилями, островерхие ели. Но не могли те пики заменить родных ельников. Замысловатые католические алтари- исконных , рубленных из вековых стволов истуканов. Шли мы с Мешко извилистым шляхом, змею выползающего из леса. Я в серой рясе своей, подпоясанный пеньковым вервием.С сумой перемётной через плечо. Он -в жреческой мантии из белого льна.Бурьян да крапивник по обочине ро бугоркам, где были сожженные рыцарями дома посадников.
- Вот так!- махнул Мешко посохом, срубая лиловую голову чертополоха. - Махнул мечом эст и слетела башка гордого меченосца...
И упала цветочная голова в пыль придорожную и примерещилось мне -то голова магистра ордена. Отлетел в сторону рогатый шлем. Шевелятся лиловые губы, чтобы произнести проклятие, но вместо слов булькает кровь. И поднимает жрец -эст ту голову за волосы и бросает на алтарь пред ликом своего бога Уку...


А далече ли от Юрьева до Нова Города?От Новгорода до Пскова? Да ведь и до Вильно, Шауляя и Ревеля рукой подать.Где не пешим ходом, так конным копытом и тележным колесом землю тревожа. А где и на варяжьих ладьях с драконьими головами на носу.Исходил, изъездил я родную землю вдоль и поперек, проплыл по её бессчётным озерам и рекам. Нево, Волхв, Пинега,Онега, Печера, Даугава, Варяжское море...И чего я только не насмотрелся, не наслушался! Слышал рассказы и хоробрых воинов, и мирных пахарей. И дивные сказания жмудина,и саги эста, и песнопения финна,зовущегося у на -чудь.За чудные легенды где боги живут и сражаются наравне с людьми.Жмудь, чудь и эсты дольше других по болотам прятались от проповедников - миссионеров. В топях тех болот и тонули тяжелые латники, одержимые желанием посвятить в веру христову северных сарацинов, и попики с епатрехилями и паникадилами. Напрасно и тонзуроносец с распятием, и пропахший восковым духом дьячок с молитвою и писаном на доске образом пытались вразумить язычников словом. Тщетно меченосцы с тевтонами совались в осиное гнездовище жмуди и аушкайтов. Одни уповая на Небесную Деву, другие на сокрушающую частоколы вражеской пехоты тевтонскую свинью. Для лесных людей та свинья была, что вепрь на охоте, а что им было до Непорочной Девы,если они верили в богиню судьбы Лайму.


Больше двухсот лет длилась та война лесных идолов , заклинаний волхвов, звона канклес и звуков бирбине с алтарными святыми, католическими распятиями, церковнославянскими псалмами и колокольным звоном Новгородского собора Святой Софии. Грезится мне - в трёх могилах я лежу уже под крестами деревянными. В трёх раках мои мощи тлеют. Уже и заложенный в ту пору, когда начинал я эту летопись, в Риге Домский собор воздвигся торжествующими звуками органа, а я все пишу и пишу. Уж крестики на моих могилках мхом подернулись, прогнили и рухнули.Кожа на черепах мощей предыдущих воплощений иссохла сильнее пергамента.Глазницы зияют в темноте, мыши в них норы свили, и там где был мозг вывели мышат. А мысли все копошатся в былом вместилище дум. А сморщенное кошельком без гривен истлевшее сердце всё ещё верит в воскресение. И кто- то, кто все ещё и есть Я , тычет пером в чернилку и вываодит на пергаменте каракули. Неуж я стал бессмертным? Неужель знахарка Меланья опоила-таки меня эликсиром, обрекающим на жизнь вечную?





Главная
Александр Невский
Ратное дело
Публикации
Статьи
Ссылки
Контакты
на правах рекламы
• ставки на андроид


• Почувствуйте настоящий драйв в Arkada Казино , где выигрывают только лучшие.


• Деревянные раздвижные Ширмы Ширмы деревянные.


• vodka bet


• новый жк на нагибина ростов на дону.


Добро пожаловать на наш сайт!
В телевизионном конкурсе "Имя России", который прошел совсем недавно, первое место было отдано легендарному русскому князю Александру Невскому. Удивительно, что именем России стал князь, время правления которого относится к XIII веку, но в то же время это и закономерно. Он прославился в первую очередь как полководец, который одержал блестящие и почти бескровные для русских победы - в 1240 году над шведами - в 20(!) лет, за что получил прозвище "Невский", и в 1242 году - над Ливонским орденом, остановив на Чудском озере нашествие католической христианизации на Русь. Но на Чудском озере он проявил себя не только как гениальный стратег, но и как дальновидный политик, усмотрев в крестовых походах огромную опасность для Руси. Именно благодаря этой победе Русь сохранила свою самобытную историю и осталась сильнейшей державой еще на несколько столетий.


Политическая победа Александра Невского
Главной его победой современные исследователи все чаще называют не военную, а политическую победу. "Главный свой подвиг Александр Невский совершил не на поле брани в качестве военачальника, а на политическом поприще в качестве государственного деятеля. Когда, принимая у себя посольство Папы Римского Иннокентия IV, он не стал внимать коварным речам папских посланцев, беззастенчиво пытавшихся спекулировать фактом отравления его отца в Золотой Орде, и не пошёл на стратегический союз с католическим Западом, стремившимся превратить Русь, вслед за православной Византией, во "вторую Латинскую империю". Отправив папских послов не солоно хлебавши восвояси, Невский заключил исторический союз с Золотой Ордой, конница которой помогла Александру одержать победу в "Ледовом побоище".


Интересно и грустно, что многие, в том числе российские (!), историки, обвиняли Невского в том, что он вместо союза с Европой заключил договор с дикими племенами страшной Орды, передав Русь под гнет "ига". Даже если предположить, что монголо-татарское иго было на самом деле, христианский католицизм тогда был куда страшнее.


Крайне низкий уровень религиозной нравственности, воцарившийся среди иерархов католической церкви как раз тогда, при Папе Римском Иннокентии IV, наглядно демонстрирует следующий известный случай. В XIII веке "Ангельский Доктор" Фома Аквинский осадил Папу Иннокентия IV, который, хвастаясь огромными доходами, полученными им от продажи отпущения грехов и индульгенций, заметил Аквинату, что прошло то время, когда церковь говорила: "Нет у меня ни серебра, ни золота"! "Верно", - последовал немедленный ответ, - "но прошло также и то время, когда она могла сказать парализованному: "Встань и иди".


Чем обернулось бы создание "второй латинской империи" для Руси - отследить довольно просто. Очень скоро по всей Европе запылали костры инквизиции, на которых сжигали лучшие умы той эпохи. По сути это было жертвоприношение католическому "богу" по аналогии с кровавыми культами майя и других индейских народов в Мезоамерике...


А была ли Орда?
Однако Александр Невский пошел на союз с Ордой вовсе не от отчаяния - из двух зол выбрав меньшее. Став приемным сыном хана Батыя и духовным братом Сартака, Невский укрепил русское государство, в состав которого входила Орда...


Была ли орда? Да, орда была, но современные историки дают совершенно другое толкование, в отличие от того, которое мы знаем из школьных учебников. Искаженная история подавала "монголо-татарское иго", как страшное бремя, когда горела вся Русь. Но известно, что из более чем 200 русских городов на самом деле были сожжены выборочно меньше 20. Откуда такая избирательность? Потому что уничтожались только те, в которых уже в то время князья взяли прозападнический курс и установили христианские храмы. Таким образом, русская земля зачищалась от латинской интервенции. Но как могли кочевые и неграмотные татаро-монголы так точно понимать, где и что надо уничтожить? Не все ли равно, что жечь и грабить? Но может, дело в неверном представлении о том, что собою представляла Золотая Орда?


Многие исследователи говорят о том, что в то время существовало огромное русское государство, имевшее свои границы, простирающиеся значительно дальше, чем границы бывшего СССР. Исследователь Ф.Т.Фоменко пишет:


1) Татаро-монгольское иго было просто периодом военного управления в русском государстве. Никакие чужеземцы Русь не завоевывали.


2) Верховным правителем являлся полководец-хан=царь, а в городах сидели гражданские наместники - князья, которые собирали дань на содержание войска.


3) Таким образом, ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕДИНОЙ ИМПЕРИЕЙ, В КОТОРОЙ БЫЛО ПОСТОЯННОЕ ВОЙСКО (ОРДА), СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ, И ГРАЖДАНСКАЯ ЧАСТЬ, НЕ ИМЕВШАЯ СВОИХ РЕГУЛЯРНЫХ ВОЙСК, ТАК КАК ТАКИЕ ВОЙСКА УЖЕ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ОРДЫ.


4) Эта русско-ордынская империя существовала с XIV века до начала XVII века, и ее эпоха закончилась известной великой смутой. В результате смуты к власти пришла прозападная династия Романовых. Она сразу же захватила власть и в русской церкви.


5) Романовым нужна была новая история, идеологически оправдывающая их власть. Новая династия с точки зрения прежне русско-ордынской истории была незаконной, поэтому требовалось в корне изменить освещение предшествующей русской истории.


Надо отдать им должное - это было сделано грамотно. Не меняя фактов по существу, они смогли до неузнаваемости исказить всю русскую историю.


Так, предшествующая история Руси-Орды с ее сословием земледельцев и воинским сословием (ордой) была объявлена эпохой "иноземного завоевания". При этом русское войско (орда) превратилось - под пером романовских историков - в мифических пришельцев из далекой незнаемой страны.


Пресловутая "дань татарам", знакомая нам по романовскому изложению истории, была просто ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЛОГОМ внутри Руси на содержание казацкого войска - Орды. Знаменитая "дань крови", - каждый десятый человек, забираемый в Орду, - это просто государственный ВОИНСКИЙ НАБОР. Как бы - призыв в армию, но только с детства и на всю жизнь. Так называемые "татарские набеги", по нашему мнению, были просто карательными экспедициями в те русские области, которые по каким-то причинам отказывались платить дань = государственную подать. Русские регулярные войска наказывали гражданских бунтовщиков. Иногда жестоко".


Василий Головачев тоже обращается к этому вопросу: "Вот нам всю жизнь твердили: татаро-монгольское иго, татаро-монгольское иго, подразумевая, что Русь пребывала в многосотлетнем рабстве, не имея своей культуры, своей письменности. Какая чушь! Не было никакого татаро-монгольского ига! Иго вообще с древнеславянского - "правление"! Слова "войско" и "воин" не являются исконно русскими, они церковнославянские и введены в обиход в семнадцатом веке вместо слов "орда"" и "ордынец". До насильственного крещения Русь была не языческой, а ведической или, скорее, вестической, она жила согласно традициям Весты, не религии, а древнейшей системы универсального знания. Русь была Великой империей, а нам навязали взгляды немецких историков о якобы рабском прошлом России, о рабских душах ее народа… Заговор против истинной русской истории существовал и действует до сих пор, а речь идет о гнуснейшем искажении истории нашего отечества в угоду тем, кто заинтересован в сокрытии тайн восшествия на престол династии Романовых, а главное - в уничижении рода русского, якобы рода рабов, стонавших под непосильным бременем трехсотлетнего татаро-монгольского ига, не имевших своей культуры.


- А разве не было ига?


- Не было, в том-то и дело. Была великая Русско-Ордынская империя, управляемая казачьим атаманом - батькой, - отсюда, кстати, и имя-кличка - Батый, - раскинувшаяся на территории большей, чем бывший СССР. Это ли не повод для фарисеев, живших в Америке и Европе, представить, что все было наоборот, что не они занимали главенствующее положение, а славяне?


- Но тогда... А как же монголы? Татары? Они же...


- Монгол - не национальность, это название, данное западными историками представителю Русско-Ордынской империи, и обозначает оно - "великий". Из школьной истории ты должен был помнить словосочетание "Великие Моголы". Это тавтология. Могол и так в переводе - великий, монголом он стал позже, когда русский язык исказили при Рюриковичах, когда заменили праславянское письмо - глаголицу на кириллицу. А татарин в переводе с древнерусского, называемого до сих пор санскритом, всего лишь искаженное татарох - царский всадник". Кстати, один из историков писал, что монгольские государственные деятели не раз обращались в Академию Наук СССР, чтобы они изъяли из учебников упоминание, что монголы угнетали Русь, так как у них на родине нет подтверждения этим фактам.


Ф.Т.Фоменко указывает время существования русско-ордынской империи с XIV века. Некоторые идут еще дальше в глубь веков и пишут, что это огромное русское государство - потомки легендарной Орианы-Гипербореи, державы, которая простиралось по всей Сибири и ушла на дно в результате сдвига полюсов несколько десятков тысяч лет назад и последующего затопления и оледенения северных широт (из книги Г.А.Сидорова). Уже даже существование Атлантиды признано, но почему-то редко кто упоминает об огромном русском государстве...


Имя России - Александр Невский
Благодаря своей победе, блестящему уму и преданности своей Родине, Александр Невский сохранил самобытность пути развития Руси, "наглухо запечатав "окно в Европу" на несколько столетий, вплоть до прихода к российскому трону Романовых. Чем обернулось "окно в Европу", прорубленное Петром I, известно. Сегодня открываются новые и новые факты, которые свидетельствуют о том, какую роль сыграл в истории русского государства этот царь.


Возможно, если бы не было тех побед в XIII веке и точных действий Александра Невского как государственного деятеля, возможно, России как таковой уже бы и не существовало.


"Не в силе Бог, но в правде!" Умение увидеть эту правду среди нагромождений лживых речей и пылких обещаний различных религиозных и политических деятелей своего времени делает Александра Невского одной из ключевых государственных фигур, которые сохранили Русь и ее самобытную особенность до наших дней. Поистине он - "Имя России".


Здесь представлена работа в номинации «Военная история России» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019 года. Автор – Василий Кукоба. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.


Введение.


Данная тема затрагивает историю русско-ливонских конфликтов XIII столетия. Это была борьба за контроль над прибалтийскими племенами между русичами и немецкими крестоносцами. Эта борьба продолжалась до начала 1270-х годов XIII столетия когда тверской князь Ярослав Ярославич при посредничестве ордынского баскак Амрагана сумел заключить мир с крестоносцами.


Проблема русско-ливонских конфликтов затрагивалась не очень часто. В XIX столетии данную тему затрагивали такие известные историки, как Н. М. Карамзинпрофиль удален, С. М. Соловьев, А. В. ЭкземплярскийСветлана Пешкова, частично Н. И. Костомаров. В годы СССР эту проблему гораздо глубже затронули в 1930-х и 1940-х годах, поскольку это связано с борьбой советского народа против фашисткой агрессии. Это были такие историки как М. Н. Тихомиров «Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XIII вв.»Сэр Писатель и В. Т. Пашуто в его работе «Героическая борьба русского народа за независимость».


В 2000-х по данной тематике опубликованы статьи Е. Л. Назаровойпрофиль удален. Также эту проблему частично затрагивал Игорь Данилевский «Русские земли глазами современников и потомков». Среди научно-популярной литературы, специально затрагивающую данную тему, можно выделить книгу М. А. Бредиса и Е. А. Тяниной «Крестовый поход на Русь».Сама Ночь Среди современных монографических работ можно добавить работу Д. Г. Хрусталева «Северные крестоносцы».


Таким образом, проблема русско-ливонских конфликтов затрагивается во многих работах частично и лишь в двух современных работах, эта тема исследовалась в первую очередь.


Целью данной работы является реконструкция осады Юрьева в 1224 году.


Для выполнения этой цели нам понадобятся источники, непосредственно рассказывающие об этом событии. Это «Хроники Ливонии Генриха Латвийского» (1225-1227 гг.)Ветренная. Эта Хроника была написана в 1225-1227 годах. Ее главный плюс состоит в том, что она написана человеком, который непосредственно участвовал в описанных им событиях первой четверти XIII столетия. Это католический священник Генрих Латвийский. Этот документ излагает версию крестоносцев, а именно рижского епископа Альберта Буксхевдена. Это дает нам основания сомневаться в достоверности описания данных событий. Однако еще одним плюсом Хроники является то, что в ней довольно подробно описано событие интересующей нас темы.


Также мы затронем и русский источник Первую Новгородскую летопись из Полного собрания русских летописейРоберт Итиль, чтобы показать взгляд новгородской стороны на эти события. Также мы дополним сведениями из знаменитой Повести временных лет.Al


Таким образом, мы располагаем источниками для реконструкции данного события.


Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается предыстория рассматриваемого события. Во второй главе уже непосредственно рассматривается ход битвы. В третьей главе рассматривается то, что уже было после битвы. В заключении подводятся итоги исследования.


Глава I. Предыстория битвы.


Юрьев был поставлен князем Ярославом Мудрым в 1030 году, по своему христианскому миру Юрьев.Аlex Этот город не раз захватывали и сжигали различные прибалтийские племена и русские князья.Алекс


Борьба между русичами и ливонцами началась еще в начале XIII столетия, когда Полоцкое княжество вступила в схватку с крестоносцами за, подвластные этому княжеству, прибалтийские племена. К сожалению, Полоцкое княжество потерпело поражение и подконтрольные ей прибалтийские племена вошли под власть немецких завоевателей.Доленнарвен


В 10-х годах XIII столетия пришел черед племен подконтрольных Новгородской республике. Войска Новгорода совершали походы в соседние территории эстских племен и брали с них дань. По-началу многие племена поддерживали крестоносцев как своих защитников, что являлось одним из факторов, способствовавших порабощению немцами этих племен, но усиливающиеся гнет со стороны немцев стал раздражать их. Юрьева был захвачен в 1215 году. В первой половине 20-х годов XIII столетия начались восстания эстов против крестоносцев. Однако эсты не могли с ними справиться в одиночку и стали просить помощи у своих русских соседей. Они даже попросили помощи у Владимиро-Суздальского князя, одного из могущественных правителя Руси того времени. Суздальский князь обещал им помощь и отправил своего брата князя Ярослава Всеволодовича, отца знаменитого князя Александра Невского, в поход на прибалтийские земли принадлежавшие крестоносцам.Независимая Этот поход состоялся в 1223 году. Когда он проходил новгородские территории к нему присоединились новгородцы, а также псковичи во главе с Владимиром Псковским. Во время похода эсты открывали перед ним ворота своих замков и Ярослав оставлял там свои гарнизоны, среди этих замков как раз и были Юрьев. Но для Ярослава поход оказался не совсем удачным поскольку он не сумел напасть на Ливонию, потому что она была хорошо защищена, и не с мог взять крепость датских крестоносцев Линданизэ (по русским источникам называющуюся Колывань). Исчерпав возможности Ярослав вернулся на обратно. Таким образом, немцы утратили часть захваченных им раннее территории, и крестоносцы начали стремительно их возвращать.Евгений Минаев


Глава II. Осада Юрьева.


После похода Ярослава немцы предприняли попытку вернуть утраченные земли и осадили Юрьев «Между тем братья-рыцари и другие тевтоны с немногими людьми осадили замок ДорпатАстральная (Tarbatense) и бились там пять дней, но не могли по малочисленности взять столь сильный замок, разграбили окрестную местность и вернулись в Ливонию со всей добычей»Альян.


После этого в Юрьеве посадили князя Вячко, который раньше был правителем, вассального от Полоцка, княжества Кукенойс и из-за крестоносцев утратившего его «После того новгородцы послали короля Вячко (Viesceka), некогда перебившего людей епископа рижского в Кукенойсе, дали ему денег и двести человек с собой, поручив господство в Дорпате (Darbeta) и других областях, какие он сумеет подчинить себе. И явился этот король с людьми своими в Дорпат (Darbetam), и приняли его жители замка с радостью, чтобы стать сильнее в борьбе против тевтонов, и отдали ему подати с окружающих областей. Против тех, кто не платил податей, он посылал свое войско, опустошил все непокорные ему области от Вайги до Виронии и от Виронии вплоть до Гервена и Саккалы, делая христианам зло, какое мог».Кирилл Кметь Но немцы тоже не расслаблялись «Справив праздник рождества господня, рижане задумали осадить замок Дорпат (Tarbatense). Собрались они с братьями-рыцарями, пилигримами, ливами и лэттами у Астигервэ, и было у них большое войско. И вспомнили они о датчанах, давно живущих в бедствии, так как с ними воевали все окружающие области и племена, и, отменив поход на Дорпат (Darbetam), отправились со всем войском Гариэн и осадили замок Лонэ».Даблл Делль Это событие отсрочило поход на Юрьев. Но то, что Юрьев был в руках Вячко, им все же не давало покоя «Был двадцать шестой год посвящения епископа Аль берта, а церковь все еще не знала тишины от войн. Ибо король Вячко (Viesceke) с жителями Дорпата (Tarbatensibus) тревожил всю область вокруг, а лэтты и ливы, не раз ходившие в небольшом числе на них, не в силах были причинить им вред. Снова собравши после пасхи войско, братья-рыцари также осадили Дорпат (Darbetam) и бились там пять дней, но не могли, по своей малочисленности, взять замок и, разграбив окружающую местность, с добычей вернулись в Ливонию».Черная Принцесса


После этого крестоносцы стали готовиться к походу основательней. Вячко им здорово мешал «Так же радовались и унгавнийцы господству епископа Германна, находившегося в Одемпэ, но им препятствовал король Вячко (Viesceka) со своими дорпатцами (Таrbаtensibus): он был ловушкой и великим искусителем для жителей Саккалы и других соседних эстов».Шум и Гам Вячко призывал к себе в замок прибалтийские племена. Немцы пробовали устранить проблему другими способами.


Вячке предлагали оставить крепость «И отправили епископы послов к королю в Дорпат (Darbetam) прося отступиться от тех мятежников, что были замке, так как они оскорбили таинство крещения; бросив веру христову, вернулись к язычеству; братьев-рыцарей, собратьев и господ своих, одних перебили, других взяли в плен и таким образом вовсе извели в своих пределах, а все соседние области, перешедшие в веру христову, ежедневно грабили и опустошали. И не захотел король отступиться от них, так как, давши ему этот замок с прилегающими землями в вечное владение, новгородцы и русские короли обещали избавить его от нападений тевтонов».Alex Shumilin Но Вячко отказался.


Его силы продолжали расти «И собрались в тот замок к королю все злодеи из соседних областей и Саккалы, изменники, братоубийцы, убийцы братьев-рыцарей и купцов, зачинщики злых замыслов против церкви ливонской». «Итак, все эти люди, полагаясь на крепость выше названного своего замка, пренебрегали миром с христианами и ежедневно старались повредить им. Да и на самом деле замок этот был крепче всех замков Эстонии: братья-рыцари еще ранее с большими усилиями и затратами укрепили его, наполнив оружием и балистами, которые были все захвачены вероломными. Сверх того, у короля было там множество его русских лучников, строились там еще и патерэллы, по примеру эзельцев, и прочие военные орудия».Шум Удаляющихся Шагов Защитники замка укрепляли его оборону.


В этом же году епископ осуществил новый поход на Юрьев. Войско немцев собралось у озера Растигервэ и епископ устроил совещание. По совещавшись, епископ приказал войску выступать и отправил передовой отряд, чтобы наскоком осадить Юрьев. «Итак, чтобы ливонская церковь могла избавить от бед дочь свою, церковь эстонскую, рожденную ею во Христе, достопочтенный епископ рижский созвал братьев-рыцарей, а также церковных людей с пилигримами, купцами, горожанами Риги, со всеми ливами и лэттами и назначил поход для всех, принадлежащих к ливонской церкви. В полном повиновении все собрались с войском у озера Растигервэ, пригласив с собой вышеназванного достопочтенного епископа рижского с братом его, не менее достопочтенным епископом Германном, со всеми церковными людьми и рыцарями. Совершив там дело мол швы и совещания, отправили вперед лучших и сильнейших в войске, чтобы они, пройдя Унгавнию в течение дня и ночи, на следующее утро могли осадить замок Дорпат (Darbatense)».профиль удален Передовой отряд разделил свои силы. Одни отправились на Дорпат, другие в Виронюю для карательного рейда. Через три дня они вернулись с награбленным. «Те, снова разделив свои силы, одних отрядили для нападения на замок, других направили в Виронию для разорения все еще непокорных жителей. После трехдневного похода они в изобилии привели овец, быков и прочее, что войску пригодилось. Остальные войска вместе с епископом шли следом и 15 августа достигли Юрьева «Епископы же с пилигримами и всей массой войска шли сзади и в день успения пресвятой девы достигли замка».


Началась осада Дорпата, стали готовить осадные машины, в том числе и башню, начали рыть рвы «Итак, поля покрылись шатрами, началась осада замка. Стали строить малые осадные машины и патерэллы, наготовили множество военных орудий, подняли крепкую осадную башню из бревен, которую восемь дней искусно строили из крупных и высоких деревьев в уровень с замком, затем надвинули поверх рва, а внизу тотчас начали вести подкоп. Для рытья земли днем и ночью отрядили половину войска, так чтобы одни рыли, а другие выносили осыпающуюся землю». Затем они продвинули башню ближе к замку «Поэтому с наступлением утра значительная часть подкопанного обрушилась с вала, и вскоре можно было продвинуть осадную башню ближе к замку».Шум Гам К Вячко посылали послов с требование, чтобы он оставил замок, однако Вячко рассчитывал на помощь новгородцев «Между тем к королю посылали для переговоров знатных людей, священников и рыцарей. Ему предлагали свободный путь для выхода с его людьми, конями и имуществом, лишь бы он ушел из замка и оставил этот народ отступников. Но король, в ожидании помощи от новгородцев, упорно отказывался покинуть замок». Тем временем из Руси явился для набега отряд русских, однако когда часть немцев отправились сразиться с ними, они исчезли. Эта часть немцев вернулась к осаде «В это время пришли русские разорять область; слухи об этом распространились по шатрам. Тотчас явились в полной готовности тевтоны, желавшие с ними сразиться, и выступили в поле, оставивши других осаждать замок, но так как русских не оказалось, они снова вернулись к осаде замка». Этот русский отряд предупредил новгородцев о том, что город Юрьев в осаде и новгородцы стали готовиться к походу на помощь Юрьева. Замок обстреливали. Защитники отстреливались из луков и орудий. Рылся подкоп, а к замку медленно двигали башню. Защитникам не давали отдыха, а русские шумели в ответ. «Многих на верху вала ранили стрелами из балист, других перебили камнями метательных орудий, бросали в замок из патерэллов железа с огнем и огненные горшки. Одни готовили орудия, называемые ежом и свиньей, другие складывали костры из бревен, третьи подкладывали огонь, наводя всем этим великий страх на осажденных. И бились так много дней. Точна также и бывшие в замке построили свои машины и патерэллы против христианских орудий, а против стрел христиан направили своих лучников и балистариев. Подкоп велся день и ночь без отдыха, и башня все более приближалась к замку. Не было отдыха усталым. Днем бились, ночью устраивали игры с криками: ливы и лэтты кричали, ударяя мечами о щиты; тевтоны били в литавры, играли, на дудках и других музыкальных инструментах; русские играли на своих инструментах и кричали; все ночи проходили без сна». Военноначальники решились на штурм: «И собрались вновь все христиане, ища совета у бога. Были среди них вождь Фридрих и вождь Фредегельм, и судья пилигримов, человек знатный и богатый, который говорил: «Надо взять этот замок приступом, с бою и отомстить злодеям на страх другим. Ведь во всех замках, доныне взятых ливонским войском, осажденные, всегда получали жизнь и свободу: оттого другие и вовсе перестали бояться. Так теперь, мы всякого, кто из наших первый взберется на вал и вступит в замок, превознесем великими почестями, дадим ему лучших коней и лучшего пленника из взятых в замке, за исключением короля, которого вознесем надо всеми, повесив на самом высоком, дереве». Эта мысль всем понравилась, люди стали приносить обеты господу и пресвятой деве, и тотчас по наступлении утра, после торжественной мессы, началась битва». Эсты пытались с помощью горящих деревьев, поджечь башню, но это им не удалось. Немцы подожгли мост и русские встали у ворот, чтобы отбить атаку «Стали подносить бревна, но весь труд был напрасен, так как не пришло еще время возмездию божьему. В девятом часу эсты в замке зажгли большие огни, открыли широкое отверстие в вале и стали через него скатывать вниз колеса, полные огня, направляя их на башню и подбрасывая сверху кучи дров. Но сильные христианские воины в доспехах разбросали огонь, разломали колеса, сбили силу пламени и защитили свою башню. Между тем другие нанесли дров и подожгли мост, а русские все сбежались к воротам для отпора». Немцы забрались на вал и согнали эстов затем начались уличные бои. Русские отступили внутрь укрепления, однако их выкурили оттуда и выходивших убивали, брали в плен. Вассала суздальского князя отпустили «Иоанн из Аппельдерина, брат епископа, славный рыцарь, взяв факел в руку, первый стал подниматься на вал. Вторым за ним тотчас пошел его слуга Петр, и они без всякого промедления сразу добрались до самого верха вала. Увидев это, и другие в войске побежали вслед за ними. Что же сказать дальше? Каждый спешил взойти первым ради вящей славы и чести Иисуса Христа и матери его Марии, а также, чтобы и самому получить честь и награду за свой подвиг. И взошел кто-то первый, а кому это удалось, не знаю, знает бог; за ним последовала вся масса. Каждый помогал товарищу подняться в замок, а иные проникли в отверстие, через которое осажденные катили колеса с огнем; вошедшие первыми приготовляли место следующим, гоня эстов мечами и копьями с вала. Когда уже много тевтонов вошло в замок, за ними двинулись летты и некоторые из ливов. И тотчас стали избивать народ, и мужчин и даже некоторых женщин, не щадя никого, так что число убитых доходило уже до тысячи. Русские, оборонявшиеся дольше всего, наконец были побеждены и побежали сверху внутрь укрепления; их вытащили оттуда и перебили, всего вместе с королем около двухсот человек. .Другие же из войска, окружив замок со всех сторон, не давали никому бежать. Всякий, кто, выйдя из замка, пытался пробраться наружу, попадал в их руки. Таким образом, изо всех бывших в замке мужчин остался в живых только один - вассал великого короля суздальского, посланный своим господином вместе с другими русскими в этот замок. Братья-рыцари снабдили его одеждой и отправили на хорошем коне домой в Новгород и Суздаль сообщить о происшедшем его господам. Когда все мужчины были перебиты, началось у христиан великое торжество: били в литавры, играли на свирелях и других музыкальных инструментах, потому что отомстили наконец злодеям и истребили всех вероломных, собравшихся туда из Ливонии и Эстонии. После того собрали оружие русских, одежду, коней и всю добычу, бывшую в замке, а также оставшихся еще в живых женщин и детей, подожгли замок и на следующий день с великой радостью пошли назад в Ливонию, славя бога на небе за дарованную победу, ибо благ он и милостив во веки».профиль удален Новгородское войско узнав о падении замка, повернуло обратно «Новгородцы же пришли было во Псков с многочисленным войском, собираясь освобождать замок от тевтонской осады, но услышав, что замок уже взят, а их люди перебиты, с большим горем и негодованием возвратились в свой город». Поскольку русичи потерпели поражение в Первой новгородской летописи об этом событие есть такое упоминание «Того же лета убиша князя Вячка Немци въ Гюргеве». Таким образом, несмотря на упорное и героическое сопротивление эстов и русских дружин крестоносцами удалось взять город. Это стало поворотным моментом в русско-ливонских конфликтах, потом что русские лишь в Петровские времена смогли вернуть контроль над этими землями.


Глава III. Что было после битвы.


Над Юрьевом стал главенствовать епископ Герман, брат рижского епископа Альберта. С русскими немцы заключили договор «Русские из Новгорода и Пскова также прислали в Ригу послов просить о мире. И согласились рижане, заключили с ними мир, а подать, которую те всегда собирали в Толове, возвратили им», то есть русские могли брать подати в Толове. Этот договор подтвердили, когда в Ливонию прибыл легат Вильгельм Моденский «Когда русские в Новгороде и других городах также услышали, что в Риге находится легат апостольского престола, они отправили к нему своих послов, прося утвердить мир, уже давно заключенный с тевтонами. Выслушав эти просьбы и укрепив доверие людей своими речами, он всех в радости отпустил по домам». Новгородцы и псковичи заключили мир, однако обе стороны не были удовлетворены этим. Русичи хотели вернуть контроль над прибалтикой, а немцы продолжить свою экспансию уже в Псковские земли. Конфликты уже возобновились в 1233 году, когда немцы и дружина, изгнанного из Пскова, князя Ярослава Владимировича пыталась взять Псков, но для немцев и князя не удачно. Дальше последуют битвы такие как при Омовже под Юрьевом в 1234 году,профиль удален где Ярослав Всеволодович отправит под лед некоторых немецких рыцарей, потом Ледовое побоище 1242 года,In The Wdel где князь Александр Ярославич разгромит крестоносный клин, и наконец Раковорское побоище в 1268 году, когда дорогой ценой русичам удалось победить немецкое войска. Одним из командиров войск был сын князя Александра Ярославича князь Дмитрий Александрович Переяславский. Таким образом, не смотря на заключенный мир, война еще продолжалась.


Заключение.


Таким образом, мы видим, что эстам и русичам, не смотря на героическое сопротивление немецким захватчикам, не удалось удержать Юрьев. После этого, этот город под немецким названием Дерпт долгое время находился в чужих руках, пока при Петре I его вновь не взяли. Юрьевская дань, которую немцы обещали платить, затем стало одним из поводов послуживших столкновению Москвы с Ливонией в 1550-1560-х годах, а именно началу Ливонской войны 1558-1583 годов.


На захвате Юрьева экспансия крестоносцев на восток не закончилась. В первой половине 1240-х годов они захватили Псков и племя Водь и близко подошли к самому Новгороду. Лишь князь Александр Ярославич освободил эти территории от крестоносцев и на Чудском озере нанес им поражение в апреле 1242 года. На Псковской границе экспансия крестоносцев остановилась.


профиль удален Карамзин Н. М. История государства российского: книга первая / Н. М. Карамзин. – М.: Книга 1, 1988. – 181 с.


Соловьев С. М. Сочинения: книга II: История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – 795 с.


Светлана Пешкова Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1889. Т. 1. – 475 с.; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1891. Т. 2. – 696 с.


Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров – М.: АСТ: Астрель; 2010. – 316 с.


Сэр Писатель Тихомиров М. Н. Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XV вв. / М. Н. Тихомиров – М.: Госполитиздат; 1941. – 68 с.


Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.) / В.Т. Пашуто. М., 1956.


профиль удален Назарова Е. «77., 1999 — Крестовый поход на Русь в 1240 г. (Организация и планы) // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М. С.190-201.


Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 389 с.


Сама Ночь Бредис М. А. Крестовый поход на Русь / М.А. Бредис, Е.А Тянина. – М.: Алгоритм, 2007. – 416 с.


Хрусталев Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. – Изд. 3-е, исправленное. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2018. – 622 с.


Ветренная Генрих Латвийский. Хроники Ливонии / Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.-Л., 1938.


Роберт Итиль ПСРЛ. Т. 3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000.


Al ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 2-3: Лаврентьевская летопись по Суздальскому списку.


Аlex Там же. Стр. 64.


Алекс ПСРЛ. Т. 3. Стр. 183-184; Стр. 23, 207, 445; Стр. 40, 231.


Доленнарвен Генрих Латвийский. Хроники… С. 85-179.


Независимая Генрих Латвийский. Хроники… С. 129-230.


Евгений Минаев Там же. С. 230-231.


Астральная Немецкое название Юрьева.


Альян Там же. С. 231-233.


Кирилл Кметь Генрих Латвийский. Хроники… С. 233.


Даблл Делль Там же.


Черная Принцесса Там же. С. 234-235.


Шум и Гам Генрих Латвийский. Хроники… С. 235.


Alex Shumilin Там же. 236.



Другие статьи в литературном дневнике: