Полёт Чернокрыла

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Сидит ворон Чернокрыл на кресте звонницы, смотрит , как мы на соборной площади колготимся, взяв в солоноворот князя Александра с молодой красой-княгинею Параскевою. Когти врана сжали нагретый июньским Ярилом металл, видит он не токмо пестрое толчение выходящего из Софийского собора люда, но зрит окромя нас и свою искривленную куполом тень. Там он -не птица клюворылая, а колдун в черной мантии.Толь схимомонах черноризник, толь волшебник, посвященный в тайны магии. Крестятся прихожане и прихожанки на главу колокольную, оглядываясь на купола, задирая клочковатые бороды, охлестывая себя русыми косами по спинам. А звонарь знай наяривает радующий слух новгородцев веселый перезвон, а врану кажется-это ему люди молятся, хоть и не знают, что третьего дни выклевал он глаз ярлу Биргеру. Про этого врана и спрашивал князь. Да я помалкивал, потому как кому же охота колдуном прослыть?Чтоб на кол сесть?


А ведь без ворожбы да чародейства тут дело не обошлось. А всё пузырёчек со снадобьем Фреи -Ужиной Королевы, руны на кристалле яхонтовом да заклинания , записанные на кожах. Три капли зелья, прочтенное заклинание- и вот я уже в другом теле. Хоть врана, хоть волка, хоть щуряки-забияки.Перед боем, сховавшись за кустом, я и принимал те капли, бормотал те заклинания, што всегда бывали при мне.

Ударил чернец -звонарь в князь-колокол, набатным громом отозвалось в гулком нутре его касание подобного богатырской булаве била о край медного подола. Сорвался вран с креста, раскинув крыла. То не птица воспарила над Волховом ,одетого кольчугой поветренной ряби, над опоясом детинца с узлами крепостных башен,над шеломами куполов Юрьева монастыря. То я на крылах черных риз завис над рекою, делящей Новгород на Софийскую и Торговую стороны.А на тех сторонах - мощёные тесом улицы разбегаются лучами Сварожича. У каждого ремесла свой "конец", своя церковка. Шорники, гончары, ковали, оружейники...С одного конца звон молота о наковальню доносится, с другого дух закваса для выделки кож, с третьего жар обжиговых печей пышет...

Торг-вот где бьется сердце города. Толчётся люд на торжище, где мы скоморошничаем.А у нас окромя ходуль, кукол попа, ведьмы , коня с гривой из мочала и рыцаря с ведром на голове есть чего посмотреть,послушать.Вот народ и льнёт. Тут и говорящая шука- тепетуха -Золотое Перо в дубовой бочке. И вран - балагур. И волчишка Остроух - ходун на задних лапах. Это все мои фокусы. Проказы чревовещателя среди чревоугодников. А тут им толстомясым раздолье зобы набивать, заливать хойла медами. С одного прилавка осетр нос вострит, с другого лещи с язями таращатся; тут и белорыбица жабрами лыбица, и окунь окает, просясь в уху. В берестяных туесах черная и красная икра. Караваи хлебные увесистыми булыгами. Гусь сквозь пруты ивовой клети голову просунул, норовит тетку за гузку ухватить. Куры кудахчут, петух павлинохвостый голос подаёт. Гомон.Кто што толдычт-не разбери понять.
- А скажи мне ворон, кто будет мой жених?-вопрошает птицу краса девица.
-Твой жених - один из них! - отвечает Чернокрыл , махнув крылом в толпу.
-Ай да птица! - роняет дева в глиняну кружку полушку.






итва на Неве со шведами


15 июля 1240 года шведский военный лагерь на Неве был атакован войсками Новгорода и Ладоги. Молодой князь новгородский Александр Ярославич уничтожил шведский авангард и заслужил славное прозвище Невский.


Битва на Неве стала одной из самых ярких страниц военной истории Руси. Сегодня пора вспомнить интересные факты про нее.



Факт 1. Все началось гораздо раньше


В истории никогда ничего не бывает просто так. Например, битва на Неве, которая произошла в 1240 году, была предрешена событиями почти полувековой давности.


1192 год. Папа Римский Целестин(Иннокентий???) Третий????? объявляет новый крестовый поход. На этот раз крестоносцы направились не в опаленные солнцем палестинские пустыни, а на Север, в Прибалтику.


Цель походов в Палестину была простой и понятной с точки зрения христианства – защита братьев-христиан и Гроба Господня. Балтийский поход также заявлялся как Богоугодная миссия – крещение язычников, которые населяли Эстонию, Латвию, Литву.


Однако вскоре духовная цель обернулась банальным захватом территорий и борьбой за сферы влияния с русскими княжествами. Крестоносцы отбили множество русских крепостей и основали свои – самая известная из которых – Ревель, современный Таллин.


Битва на Неве


1202 год – в Прибалтике основан орден Меченосцев. Там же он был разбит и в 1237 году его остатки присоединили к Тевтонскому ордену. Так появился Ливонский орден, иначе говоря — Ливонское ландмейстерство Тевтонского ордена.


Какое же отношение Тевтонский орден имеет к Битве на Неве? Да самое прямое.


Дело в том, что в июне 1238 года именно Тевтонский орден, в лице его магистра Германа Балка, договорился с датским королем Вальдемаром Вторым о войне с русскими на территории Прибалтики. И помогать им в этом должны были союзники датчан — шведы.


Факт 2. Далеко идущий план шведов


Из летописи следует: шведы планировали отрезать русские земли от моря, финских и корельских земель. Соответственно, ликвидировать на Балтике мощного торгового конкурента – Новгород и по возможности – завоевать его.



Факт 3. Родственники сражались друг с другом


Среди лидеров сторон, принявших участие в битве на Неве, традиционно называют князя Александра Невского, ярла Биргера Магнуссона и ярла Ульфа «Фаси» Карлсона.


Главная интрига здесь в том, что некоторые противники приходились друг другу родней. Зароемся в их родословные, которые выведут нас к великому князю Владимиру Мономаху.


Князь Александр Невский – сын князя Ярослава Всеволодовича, внук князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, пра-внук князя Юрия Владимировича Долгорукого и пра-пра-внук князя Владимира Мономаха.


Ярл Биргер Магнуссон – муж Ингеборги, сестры шведского короля Эрика Шепелявого. Ингеборга была внучкой Вальдемара Первого, пра-пра-внучкой Мстислава Владимировича и пра-пра-пра-внучкой Владимира Мономаха.


Заочный участник битвы – король Дании Вальдемар Второй. Сын короля Вальдемара Первого и минской княжны Софии. Внук киевской княжны Ингеборги Мстиславны. Пра-внук князя Мстислава Владимировича и – опять же – пра-пра-внук князя Владимира Мономаха.



Факт 4. Биргер еще не был ярлом.


Вообще, ярл Биргер – личность весьма и весьма интересная. В Швеции, у себя на родине, он почитаем не меньше, чем у нас князь Александр Невский. К слову сказать, именно Биргер основал Стокгольм.


Вот только ярлом он во время Невской битвы еще не был. Кто такой ярл? Ярл это практически премьер-министр, то есть — это высшая государственная должность, и в Швеции того времени она была одна.


Во время битвы на Неве шведским ярлом был Ульф «Фаси» Карлсон, который после поражения на Неве прожил еще восемь лет. Так что его двоюродный брат Биргер в это время быть ярлом никак не мог.


Когда в 1248 году Ульфа «Фаси» не стало, Биргер Магнуссон одолел всех конкурентов, метивших на теплое место и сам стал ярлом.


А еще через год, в 1250 году, король Эрик Шепелявый умер, и Биргер стал регентом – временным правителем до того момента, как подрастет наследник престола. В этой должности он пробыл еще 16 лет, а затем умер.


Кстати. Регентом он был при собственном сыне, которого сумел посадить на шведский трон как ближайшего родственника своего покойного тестя — короля.



Факт 5. Странная травма Биргера


В 2002 году могила ярла Биргера была вскрыта учеными для исследования его останков. Тогда же была проведена работа по реконструкции внешности Биргера по костям черепа.


В районе правой глазницы ярла ученые обнаружили травму – весьма похожую на ту, которую могло причинить копье князя Александра Невского. Об этом, кстати, в свое время написал русский хронист: «и самому королю възложи печать на лице острым своим копией».


Биргер


Интересно, что через несколько лет была проведена повторная реконструкция внешности Биргера, на которой уже не было никаких следов ранения. Поскольку отчеты со следами травмы уже были составлены ранее, то, скорее всего, во второй раз в исследования вмешалась цензура.


Однако есть и другая трактовка выражения «на лицо». По мнению историка Анатолия Кирпичникова, имелось в виду не лицо короля, а лицевая – передняя часть шведского строя, его передний ряд. Дело в том, что летописцы частенько использовали выражение «сташа в лице», то есть – расположиться передней стороной или напротив, перед войском. Таким образом «печать на лице» значит урон, нанесенный шведскому войску первым ударом русских воинов.



Факт 6. Не только шведы


Летописец сообщает нам, что со шведами на Русь пришли мурмане, то есть норвежцы и два финских племени – сумь и емь. Плюс – поскольку поход был Крестовый — католические епископы. Все они стали лагерем на берегу Невы, в устье реки Ижоры.


лагерь шведов


Силы князя Александра Невского – дружина и новгородские ополченцы. Естественно, ополченцы здесь – не мужики в лаптях и с рогатинами, а вполне обеспеченные воинским снаряжением бойцы, которые не служат в княжеской дружине.



Факт 7. Командиры были молоды
;Александру Ярославичу было 19 лет.
;Ярлу Ульфу «Фаси» Карлсону – возраст неизвестен
;Биргеру Магнуссону – 24 года (если он родился в 1216 году)



Факт 8. Два корабля мертвецов


Битва на Неве не отличалась массовыми потерями, хотя прямых данных у нас нету. Шведы вывезли своих убитых на двух кораблях, а прочих – видимо сумь и емь — похоронили в братской могиле.


Новгородцы — «всех 20 мужь с ладожанами, или мне, бог весть». Статистика вещь упрямая, но ее можно считать по-разному. Вероятно, два десятка павших мужей это командиры отрядов, о которых летописец говорил прежде. Простых ратников, видимо, не считали.



Факт 9. Главное — результат


Хотя битва на Неве и была весьма небольшой, значение ее трудно переоценить. Шведы убрались восвояси, попытка отрезать Новгород от торговых путей и захватить не увенчалась успехом. Результат налицо.


Замечено: количество сражавшихся и число убитых не всегда равны важности битвы. Ведь не просто так в следующие 16 лет шведы оставили Новгород в покое.


Литература — А.Н.Кирпичников «Две великих битвы Александра Невского»


Фото — Андрей Бойков и Кристина Чистякова



Поделиться статьей в соцсетях














; Метки: 13 век, Александр Невский, Герман Балк, Дания, крестовые походы, Ливонский орден, орден Меченосцев, Прибалтика, Тевтонский орден, Швеция, ярл Биргер



Об авторе: Николай Чеботарев


Основатель проекта "Людота"




Око Биргера Биргер, Индеборг...Ульф Карлсон





Но широко задуманная военная акция провалилась. В Новгороде спешно собиралось ополчение, на «низ», во Владимиро-Суздальскую землю, были посланы гонцы – звать на помощь Александра Ярославовича Невского. Об этих приготовлениях стало известно шведам, «они же, окаянные, услышавше, побегоша за море», бросив недостроенную крепость. Видимо, здесь сыграло определенную роль и приближение зимы, шведы опасались, что если море замерзнет, то при поражении они не смогут отступить на кораблях. А рисковать после Невской битвы шведы не хотели. Вместе с ними бежал и незадачливый «Дитман» – оставаться в своих владениях, привыкавших к новгородским землям, он побоялся. Когда ели кий князь Александр Невский с «низовскими полками» прибыл в Новгород, захватчиков на русской земле уже не было. Казалось бы, дальнейший поход не нужен.


Но князь думал иначе. В глубокой тайне он готовил поход в Центральную Финляндию, недавно захваченную Швецией.


С «низовскими полками» и новгородским ополчением Александр Невский двинулся к Копорью и только там объявил о цели похода. Часть новгородцев вернулась а с остальными полками он пошел по льду Финского залива в землю еми. Александр Невский выбрал самое удобное в стратегическом и политическом отношении направление похода: не на давние шведские владения в юго-западной Финляндии, где шведы успели прочно закрепиться, а на земли еми, завоеванные семь лет назад, – там можно было надеяться на поддержку местного населения. Расчет полностью оправдался. Народ емь поддержал русское войско, а карелы даже совместно выступили в поход. Папа римский сетовал в своей булле, что русское войско в Финляндии «многих, возрожденных благодатью священного источника, прискорбным образом привлекло на свою сторону, восстановило, к несчастью, в языческих обычаях». Но несмотря на поддержку местного населения, поход проходил в очень трудных условиях. Сильные морозы, метели и снежные заносы, отсутствие дорог, короткий приполярный день, дремучие леса мешали движению. Летописец повествовал: «И бысть зол путь, якоже не видаша ни дни, ни ночи, но всегда тьма». Несмотря на это, русское войско, разрушая по пути крепости и опорные пункты шведов, прошло через всю Финляндию и «воеваша Пооморие все». Сам по себе этот поход был подвигом.


Закрыть
browser.yandex.ru
РЕКЛАМА

16+
По скупым летописным сведениям академик Б. А. Рыбаков попытался восстановить маршрут полярного похода Александра Невского в 1256 году: из Новгорода – до Копорья, от Копорья по льду Финского залива на лыжах в Финляндию, по финским лесам и замерзшим озерам, через «горы непроходимые» – в «Поморие», на побережье Ботнического залива в районе Улеаборга. На обратном пути войско прошло земли еми в южной Финляндии. Б. А. Рыбаков делает и еще одно не лишенное оснований предположение: русские «вои» перешли во время этого похода полярный круг и достигли берегов Баренцева моря.


В конце зимы Александр Невский и его воины благополучно возвратились в Новгород.


Значение этого похода огромно. От оборонительной тактики в войнах со шведскими крестоносцами Александр Невский перешел к активной, наступательной, нанеся неожиданный удар по землям, которые шведские феодалы тоже считали своими. Шведское правительство отказалось своих планов завоевания Карелии. Призыв римского папы подняться на крестовый поход против карел не был реализован. Кроме того, шведские нападения на русские рубежи прекратились более чем на четверть века.


Полководцы X-XVI вв. i_019.jpg
Полярный поход Александра Невского (1256)


Но оставалась постоянная угроза – со стороны Ордена. Великий князь Александр Невский проявил дипломатическую мудрость, постаравшись улучшить отношения с великим литовским князем Миндовгом. Немецкий орден был для Литвы и Руси общим врагом. Миндовг уже воевал с немцами и воевал успешно. 13 июля 1260 года на реке Дурбе большое войско крестоносцев, в которое входили ливонские рыцари магистра Бургарда фон Горнгузена тевтоны с орденским маршалом Генрихом Ботелем, ревельский отряд датского герцога Карла и войска местных комкуров, было наголову разгромлено литовцами. Погибли все предводители орденского войска, сто пятьдесят знатных рыцарей, множество кнехтов. Но война еще не закончилась, и Миндовг прислал посольство к Александру Невскому. Союзный договор был заключен. Теперь крестоносцам противостояли объединенные силы Руси и Литвы. Русские должны были пойти походом на Дерпт (Юрьев), литовцы – на Венден. Но сам Александр Невский в этом походе уже не участвовал, он послал своего старшего сына Дмитрия, и «все полки с ними, и ближних своих домочадцев». Выступили суздальские и переяславские полки Дмитрия, новгородское ополчение, тверской полк князя Ярослава, витебский полк князя Константина, зятя Александра Невского, полоцкий полк литовского князя Товтивила и пятьсот всадников его личной дружины. Дерпт был самой сильной крепостью на ливонско-русской границе, он имел три стены и многочисленный гарнизон; летописец назвал его «град тверд». Однако русские полки взяли его «единым приступом», «людей многих града того одних побиша, а других изомаша живыми». Немцы срочно запросили мира…


Благодаря внушительным военным победам над рыцарями-крестоносцами Александр Ярославович Невский добился главного: остановил широкую крестоносную агрессию на западные рубежи Руси. Подписанное с немцами «Докончание» урегулировало торговые отношения. Это «Докончание» оказалось очень долговечным. Спустя полтора столетия новгородцы еще заключали с магистром Ордена «мир по старине, како был при великом князе Александре Ярославиче».





Другие статьи в литературном дневнике: