Почему-то считается, что старые книги должен читать специалист, а с любителя хватит современных.
Преподавая литературу, я обнаружил, что обычный студент, желающий узнать об учении Платона, и не подумает пойти в библиотеку и почитать его книги. Он примется за нынешний скучный труд в десять раз длиннее "Пира", полный "измов" и "влияний", где каждые двенадцать страниц будет цитата из Платона.
Ошибка эта трогательна, ибо корень ее - смирение.
Студенту страшно встретиться с великим философом лицом к лицу.
Ему кажется, что тот ему не по зубам.
На самом же деле великие тем и велики, что понять их гораздо легче, чем толкователей.
Самый отсталый студент поймет почти все, что сказал Платон, но мало кто разберется в нынешней книге платоноведа.
Я всегда стараюсь внушить ученикам, что узнавать все из первых рук не только достойнее, но и просто легче и приятней.
Нигде не предпочитают новых книг старым так, как в богословии.
Когда неофиты принимаются за христианское чтение, можно поручиться, что это не Лука и не Павел, не Августин и не Аквинат, а Бердяев, Маритен, Нибур или даже я.
Мне кажется, это неправильно.
Конечно, раз я сам пишу, мне бы не хотелось, чтобы нас вообще не читали. Но если уж выбирать, выбирайте книги старые.
Я даю такой совет именно потому, что речь идет о любителе, который хуже защищен, чем специалист, от опасностей современной диеты.
Новая книга - на испытании, и не новичку ее судить. Она поверяется многовековой христианской мыслью, и лишь в этом свете видны ее ошибки, неведомые автору.
Если вы застали в одиннадцать часов разговор, начавшийся в восемь, вы поймете далеко не все. Самые обычные, на ваш взгляд, фразы вызовут смех или гнев, а вы растеряетесь, потому что не знаете их контекста.
Может случиться, что вы даже примете то, что несомненно отвергли бы, приди вы к началу. Верную перспективу даст лишь контекст всего христианства, а вы не узнаете его, не читая старых книг.
Было бы хорошо, если бы после каждой современной книги вы читали одну старинную. Не можете - читайте ее хотя бы после каждых трех.
У всякой эпохи свой кругозор.
Она особенно четко видит одно и особенно слепа на другое.
Поэтому всем нам нужны книги, это восполняющие, т. е. книги других веков.
Авторы одной и той же эпохи грешат каким-нибудь общим недостатком - даже такие, которые, как я, стараются идти против духа времени.
Когда я читаю старые споры, меня всегда поражает, что противники принимают как данность что-нибудь совершенно для нас неприемлемое.
Сами они думают, что ни в чем не согласны, а на самом деле множество мнений объединяем их друг с другом и противопоставляет всем прочим векам.
Не сомневайтесь, что слепое пятно ХХ века (то самое, о котором потомки скажут: "И как они могли так думать?") - там, где мы и не подозреваем, и роднит оно Гитлера с Рузвельтом, Уэллса с Карлом Бартом.
Никому из нас не дано полностью избежать этой слепоты, но мы ее увеличим, если будем читать только своих современников.
Когда они правы, они сообщат нам истины, которые мы и без них ощущали.
Когда они не правы, они углубят наше заблуждение.
Средство против этого одно: проветрить мозги воздухом других веков, то есть читать все те же старые книги.
Конечно, в прошлом нет никакой магической силы.
Люди были не умнее нас и ошибались, как мы. Но они ошибались иначе.
Они не поддержат наших ошибок, а их ошибки видны невооруженным взглядом. Книги будущего были бы не хуже, но их, к сожалению, не достать.
Я начал читать христианские книги почти случайно, изучая историю нашей литературы.
Одни - Траен, Херберт, Тэйлор, Беньян - сами прекрасные английские писатели, другие - Августин, Аквинат, Данте - влияли на них и на других.
Джорджа Макдональда я открыл раньше, в шестнадцать лет, и всегда любил с тех пор, хотя долго старался не замечать его христианства.
Как видите, авторы эти- самые разные, разных культур, направлений и эпох.
Христианство разделено, и у многих из них это очень ясно проявляется.
Но если, начитавшись новых книг, вы решили, что у слова "христианство" слишком много значений и потому оно просто ничего не значит, обратитесь к старым книгам, и мнение ваше изменится.
На фоне веков христианство отнюдь не расплывчато и не призрачно, оно весьма определенно и четко отличается от всего прочего.
Я знаю это по собственному опыту...
Все мы страдаем из-за разделений и стыдимся их.
Но тот, кто всегда был внутри, может подумать, что они глубже, чем на самом деле. Он не знает, как выглядит христианство извне.
А я знаю, я его видел; и враги его это знают.
Выйдя за пределы своего века, это увидите и вы, и сможете, если хотите, поставить увлекательный опыт.
Вас сочтут папистом, когда вы процитируете Беньяна, мистиком, близким к пантеизму, - когда вы процитируете св. Фому, и т. п.
Вы подниметесь на виадук, перекрывающий века, который высок, когда смотришь из долины, низок, когда смотришь с горы, узок по сравнению с болотом и широк перед козьей тропой.
On the Reading of Old Books. Перевод Н. Трауберг.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.