Место ликвидации изменить нельзя
Несколько лет назад в Музее истории милиции Москвы прошла выставка, посвященная банде "Черной кошке". Посетители верили, что узнают много нового о легендарной шайке. Но как они были разочарованы: оказывается, таинственная кровавая банда "Черная кошка" — даже не миф, выдуманный писателями, а детский розыгрыш!
Дело было так. В трудные годы после войны компания дворовых ребят решила разыграть соседа — богатенького директора московского торга. Мальчишки невзлюбили его за то, что директор "жировал" в тылу, тогда как их отцы сражались на фронте. Руководил подростковой хулиганской шайкой семиклассник Володя Колганов. Ничего противозаконного по младости лет они не делали — просто периодически рисовали на его двери черную кошку. Мол, берегись, зараза!
Но по городу поползли слухи. Приложил к этому руку и директор торга, обладавший связями в МГБ. Оперативники по распоряжению начальства начали искать шайку, которую сами в оперативных целях назвали "Черная кошка". Подключился и МУР.
По городу гуляли страшные слухи.
Многие московские налетчики, "прочухав" пользу от такого пиара, взяли за правило после каждого "дела" малевать знак "черной кошки" на дверях потерпевших или подбрасывать под дверь квартиры черного котенка. Никто не сомневался, что орудует одна ужасная банда.
Оперативники МУРа и МГБ сбивались с ног в поисках чудом "расплодившихся" бандюг. Народ начал говорить, что "черная кошка" служит предупреждением о будущем ограблении. Хотя, если подумать, то на кой ляд налетчикам предупреждать потенциальных жертв о грядущей краже?
Тайну "Черной кошки" раскрыл правнук поэта А. С. Пушкина — Григорий Григорьевич Пушкин, до войны работавший оперуполномоченным Уголовного розыска Октябрьского райотдела столичной милиции, а с 1946 года трудившийся в МУРе. Он-то и "расколол" незадачливых пацанов, с легкой руки которых по Москве расползся пугающий слух о "кошачьей" банде.
Но банда, в послевоенные годы нагонявшая страх на Москву и послужившая прототипом уголовного сообщества в романе братьев Вайнеров, а затем и в сериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", все-таки существовала, хотя кошек не рисовала.
Это была банда Ивана Митина. Она и стала прототипом "Черной кошки" в романе братьев Вайнеров "Эра милосердия".
Имелись подлинные прототипы и у Глеба Жеглова и Володи Шарапова, которых в фильме сыграли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин. Георгий Вайнер, автор сценария фильма "Место встречи изменить нельзя", в воспоминаниях писал: "Хотя Шарапов - собирательный образ, но у него есть прототип - Володя Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. Он участвовал в захвате банды Митина, которую мы, собственно, и персонифицировали как "Черная кошка".
60 лет назад арестованных членов знаменитой банды Ивана Митина доставили на Петровку.
Что шокировало работников угрозыска? Как пишет автор "Правды.Ру" Ирина Шлионская, оказалось, что самая таинственная банда сталинской эпохи шагнула в Москву отнюдь не из картежной "малины", и не из лагерной зоны.
Одиннадцать парней-пролетариев вышли на кровавую охоту на столичных улицах чуть ли не с доски почета подмосковного оборонного завода. Вся жизнь Красногорска была связана с оборонной промышленностью, а его стадион "Зенит" был одной из ведущих спортивных баз Подмосковья, сердцем города, с сильнейшими командами по хоккею, футболу, волейболу, легкой атлетике. Там-то поначалу и собирались члены будущей банды.
В банду входило 11 человек, большинство из них проживали в подмосковном Красногорске. Ее главарем был передовик Иван Митин 1927 года рождения, мастер смены оборонного завода номер 34. Кстати, на момент ликвидации банды Митин был представлен к высокой награде — ордену Трудового Красного Знамени.
Восемь из 11 членов банды были работниками оборонного завода, двое — курсанты престижных военных училищ. Для "стратегического планирования" в банду был привлечен и Петр Болотов, бывший гораздо старше всех подельников, который на работе (на закрытом оборонном заводе) числился как стахановец, член партии. Был в банде и студент Московского авиационного института Вячеслав Лукин — отличник, спортсмен и комсомольский активист.
В январе 1950 года в СССР был отменен двухгодичный сталинский мораторий на смертную казнь. По данным историков, вождя вынудило это сделать не "нашествие" врагов народа, а послевоенное засилье криминала. Он начал захлестывать не только провинции, но и столицы. И даже банда Ивана Митина, которая тоже повадилась малевать черную кошку на местах преступлений, была не самой кровавой в те времена.
Война с фашистами закончилась, началась война с бандитами…
1 февраля 1950 года банда стахановца Митина совершила первое преступление.
При попытке ограбления магазина был убит оперуполномоченный милиции. 26 марта бандиты ворвалась в Тимирязевский магазин и, представившись сотрудниками МГБ, затолкали посетителей в подсобку. Добычей стали 68 тысяч рублей.
16 ноября 1950 года Митин с подельниками ограбил один магазин на 24,5 тысячи рублей, 10 декабря — еще один на 62 тысячи рублей.
11 марта 1951 года при ограблении ресторана "Голубой Дунай" Митин убил лейтенанта милиции, причем вместе с ним погибли двое случайных свидетелей.
На отлов банды были брошены лучшие силы МУРа и МГБ.
В феврале 1953 года сотрудникам МУРа удалось выйти на след банды.
После того, как один из членов ОПГ по фамилии Лукин с шиком выкупил бочку пива у Красногорского стадиона (что вызвало подозрения), за ним установили слежку.
Вскоре после этого Митина с подельниками, всего 12 человек, арестовали. В ходе следствия многие признались во всех преступлениях.
На счету банды за 3 года существования, по данным МУРа, было 11 трупов (среди убитых — трое сотрудников милиции), 18 раненых, 22 ограбления (без учета сорвавшихся), ее добычей стали почти 300 тысяч рублей.
Суд приговорил виновных в смерти милиционеров Ивана Митина и Александра Самарина к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел, приговор был приведен в исполнение в Бутырской тюрьме.
А Лукин, как и другие подельники, был приговорен к 25 годам лишения свободы. Отсидел срок полностью, но в 1977 году через сутки после освобождения загадочно скончался.
В МУРе считают, что его "послал" на тот свет один из родственников убитых бандой, дождавшихся его освобождения.
Кара настигла его через четверть века.
История о Черной кошке пошла гулять по Союзу, и неожиданно банды с таким названием стали возникать и в других городах страны .
"Черные кошки" попадались и в других городах, в частности в Саратове, Новосибирске и Алма-Ате. Но это были заурядные по тем временам банды. Тут, скорее всего, на волне панических слухов многие уголовники разного калибра пытались примазаться к чужой славе.
А вот в Казани было серьезнее. Волна краж, ограблений и убийств захлестнула город.
По словам историка А. Щербакова: "Преступников, как часто бывает, подвели уверенность в безнаказанности и жадность. В конце марта на заводской окраине Казани был выстрелом в голову убит студент авиатехнического института. Парня сгубило новое хорошее пальто. По тем временам лютого дефицита оно являлось немалой ценностью. Случай для тогдашней Казани нередкий, и, скорее всего, стал бы очередным "глухарем".
Однако помог случай. Две недели спустя сестра убитого, прогуливаясь по громадной казанской барахолке, вдруг заметила женщину, продающую знакомое пальто ..." Девушка побежала в милицию. Оперативники проследили за продавщицей и выяснили, что у нее квартируют трое молодых людей, представившихся студентами.
По словам хозяйки, молодые люди вели себя исключительно вежливо и вообще производили приятное впечатление. Ей даже в голову прийти не могло, что такие могут быть бандитами. Эти-то квартиранты иногда просили хозяйку реализовать верхнюю одежду.
В результате допроса один из арестованных признался, что является телохранителем главаря "Черной кошки", поведал о подвигах банды, назвал адреса...
На следующую ночь по Казани прокатились облавы. Всего было арестовано более 60 человек. Суд в Доме культуры Свердловского района был открытым, и длился месяц.
12 человек получили высшую меру, остальные - крупные сроки.
«Черная кошка» орудовала и в Одессе.
Только о ней сняли не «Место встречи изменить нельзя», а «Ликвидацию».
После ухода фашистов Одессу наводнили бандиты. Многие из них были выпущены из тюрьмы оккупантами, добавляли хаоса дезертиры и армия малолетних беспризорников. Сбиваясь в вооруженные преступные группировки, они рвали на части и без того истерзанную Одессу. Одесскую группировку возглавлял не Горбатый, а другой опасный преступник - Николай Морущак. Его помощником был кровожадный Федор Кузнецов по кличке Когут. Банда насчитывала 19 рецидивистов, совершивших за короткий срок 12 особо тяжких преступлений, в том числе убийства — участкового инспектора, сотрудника госбезопасности и нескольких офицеров. Убивали, дабы присвоить оружие и форменную одежду — экипировка требовалась для «дела». Трупы, как правило, прятали в катакомбах...
Именно эти события попытался отразить в фильме «Ликвидация» режиссер Сергей Урсуляк.
- Постановщики фильма изучили много материалов об оперативных работниках, боровшихся с бандитизмом в послевоенное время, - рассказывает участник реальных событий, 90-летний полковник в отставке Исай Григорьевич Бондарев. - Остановились на одном из них - Давиде Курлянде, в 1946-1947 годах исполнявшим обязанности начальника уголовного розыска Одессы.
По словам И.Бондарева, в «Ликвидации» - изрядная порция вымысла, но Давид Гоцман (он носил фамилию Курлянд), как и другие оперативники, существовал на самом деле. Более того, в сюжете использована реальная банда, описанная в воспоминаниях Д. Курлянда.
- Я был очевидцем тех событий, - вспоминает Исай Григорьевич. - В 1947 году был жуткий голод, действовала карточная система, продукты - дороже золота. Убив сторожей, бандиты ворвалась на кондитерскую фабрику на двух американских машинах «Студебеккер». Погрузили муку, сахар, масло, кондитерские изделия и были таковы. Через неделю аналогичным образом ограбили бисквитную фабрику, находившуюся в районе второй станции Большого Фонтана.
Давид Курлянд поставил перед подчиненными задачу: в сжатые сроки арестовать или уничтожить «Черную кошку». Морущак прятался в катакомбах, милиционеры вели розыск. Кольцо сжималось. В ходе очередной облавы на барахолке был арестован один из подельников главаря.
Он-то и сдал адрес бандитской «малины», где хранилось награбленное добро. Сотрудники угро устроили засаду. Бандиты пытались прорваться и, выскочив наружу, открыли огонь. После короткого боя тяжелораненый и обезоруженный Морущак раскусил ампулу с ядом. С одесской «Черной кошкой» было тоже покончено.
Как выяснилось, в ее состав входили и рецидивисты, и молодые водители Одесского военного округа, оставшиеся без работы и средств к существованию. Всем дали по 25 лет лишения свободы. В отличие от современных «коллег», члены одесской «Черной кошки» не попали ни под одну амнистию — отсидели по полной катушке.
Фильм о Гоцмане вызвал жгучий ажиотаж, заинтересовал министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, и в Одессе был установлен памятник сотруднику уголовного розыска.
Вокруг неуловимой банды Митина в свое время гуляло множество мифов. Например, что ее пытался использовать Лаврентий Берия, желавший сместить Никиту Хрущева с поста руководителя Московского горкома ВКП (б), но неудачно. Так или иначе, банда прекратила существование.
Но она по-прежнему не сходит с телеэкранов - зрители всех поколений назовут сериал "Место встречи изменить нельзя" с Владимиром Высоцким в числе любимых российских фильмов.
С огромным интересом следила Россия и за приключениями героев «Ликвидации».
И хотя «Черная кошка» - в сущности, художественный миф, выдуманный кинематографистами и писателями, это ни на йоту не умаляет достоинств и воспитательной силы ни романа братьев Вайнеров, ни фильмов Говорухина и Урсуляка, ни героизма реальных людей, которых мы навсегда запомнили, как Глеба Жеглова, Володю Шарапова и Давида Гоцмана.
Другие статьи в литературном дневнике: