Общество России в чтении не нуждается

Сергей Шрамко: литературный дневник

Мне, как ветерану труда, инвалиду, политически реабилитированному, проживающему в 60 км от райцентра – Переяславки, Центр социальной защиты населения района им. Лазо несколько лет назад отказал в выплате компенсации за проезд в районную библиотеку.


Мотивировано это было тем, что данная поездка не входит в перечень "социальных нужд", установленных законом края от 23.11.2011 г. №134 "О социальной поддержке граждан пожилого возраста, других категорий граждан и создание доступной среды для отдельных категорий граждан на 2012 год". Я стал разбираться в своих правах. И вот что узнал.


Расширенному толкованию не подлежит


Директор районного центра соцзащиты населения Наталья Белячкова на мою жалобу, в отказном письме написала: "Социальные нужды – это потребность граждан в отдельных услугах, носящих социальный характер, включая: лечение (консультация) в лечебно-профилактических учреждениях края, проезд на санаторно-курортное лечение, приобретение лекарственных препаратов, получение юридической помощи, решение вопросов в государственных органах края, в судебных и правоохранительных органах, учреждениях социальной поддержки населения, решение вопросов, связанных с захоронением близких родственников". А ниже, выделяя жирным шрифтом в письме приписала: "Закон дает четкое понятие "социальных нужд" и расширенному толкованию не подлежит".


А в библиотеке я изучил законы, и узнал, что это не совсем так. Ведь в том законе №134 о соцнуждах, есть слово "включая", после которого стоит двоеточие и следует перечисление некоторых видов социальных нужд. Это свидетельствует о том, что перечисленные виды, являются только частью всех остальных "социальных нужд". Их перечень не указывается, но подразумевается, и перечень весь не приводится, и не может быть исчерпывающим.


Оказалось, что до сих пор нет даже научного понятия, что такое "социальные нужды", а не то – что какого-то там перечня, тем более исчерпывающего! Перечень – это сама жизнь, нужда льготника.


В указанном законе края №134 действительно была приведена формулировка понятия "социальных нужд", повторюсь, но нигде в нем не указано, что перечень является исчерпывающим, и не указывается, что этот перечень должен применяться при выплате компенсации льготным категория граждан. Более того, в разделе VIII "Мероприятия программы", в п.2.2, четко указано, что компенсация за проезд перечисленным категориям граждан выплачивается в размере 100%.


В итоге, центр соцзащиты населения района им. Лазо отказал мне выплатить компенсацию за поездку в районную библиотеку, твердя, что такая поездка не входит в перечень "социальных нужд". Но в приведенный перечень входит такая социальная нужда как "получение юридической помощи".


В аптеку или в библиотеку?


А если я изучал в этой библиотеке "Сборник законодательных актов", или иную юридическую литературу, или "Российскую газету", в которой публикуются законы – это не относится к перечню "получения юридической помощи"?! Относится!


Таким образом, попытка, по моему убеждению, экономить средства на инвалидах, ветеранах, административно ограничить поездки льготным категориям граждан перечнем социальных нужд – абсурдна и юридически безграмотна.


Допустим, из этого пресловутого перечня социальных нужд, "который не подлежит расширенному толкованию", органы собеса никак не могут выбросить поездки в аптеку за приобретением лекарств. Но человек может поехать в райцентр и, к примеру, плюнуть возле памятника вождю мирового пролетариата (может быть и такая духовная потребность, социальная нужда)". Но чтобы поездка выглядела по "социальным нуждам", этот человек пойдет в аптеку и купит капли от насморка и поездка войдет в "соцперечень" по "социальным нуждам". Может и мне, после библиотеки, надо было зайти в аптеку?


Как ограничивали льготы


А ведь изначально законодатель устанавливал право для льготных категорий граждан вообще на бесплатный проезд безо всякого указания социальных нужд. Льготник мог бесплатно поехать, показав единственный документ, подтверждающий его льготу. Затем законом №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который в народе метко прозвали "законом о монетизации", вместо бесплатного проезда, льготник сначала должен был купить проездной билет и предъявить его для выплаты денежной компенсации.


Затем ввели справку на проезд, в которой льготник должен проставить печать в той организации, в которую он ездил и приложить к этой справке проездной билет. Видите, как дело усложнилось.


Многие (абсолютное большинство ветеранов, инвалидов) отказались от процедуры с получением справок на проезд, или забывали проставить в учреждении, куда они ездили, печать и надо было снова ехать в это учреждение, чтобы уже только проставить печать. А ну, попробуйте, дважды смотаться в краевую больницу, например из п. Мухена – за 200 км, да еще на трех автобусах, с пересадками, один раз их которых только для того, чтобы поставить печать!


Но чиновникам и этого показалось мало. Они стали вообще ограничивать поездки их количеством (три раза в месяц при губернаторе Ишаеве). Затем, стали ограничивать не числом поездок, а введением перечня социальных нужд, по которым можно было бесплатно проехать льготнику только по одной из соцнужде. Вот и выходит, что сначала была социальная защита, а теперь превратилась в орган социального "ощипа".


Виктор Чупров,
ветеран, инвалид, политически реабилитированный.
с. Святогорье района им. Лазо.



Другие статьи в литературном дневнике: