Донни за Ронни?

Сергей Шрамко: литературный дневник

Влиятельные эксперты считают, что во внутренней и внешней политике Трамп может пойти по стопам Рональда Рейгана, который тоже пришел в Белый Дом на волне запроса на кардинальные изменения. Так, политолог Чарльз Краутхаммер отмечает в одном из интервью, посвященных избранному президенту,заявил, что тот является предвозвестником «новой идеологической революции, не виданной со времен Рейгана».
Параллели Трампом и Рейганом действительно напрашиваются. Рейган до избрания тоже считался «чужаком» в Вашингтоне, непрофессиональный политик, он тоже большую часть жизни провел в индустрии развлечений: Трамп засветился в шоу-бизнесе, а Рейган был звездой Голливуда. Оба, тем не менее, получили широкую поддержку избирателей.
«Репутация эпатажного шоумена не только не навредила политической карьере Трампа, но и сделала его неуязвимым для критики, как в свое время Рональда Рейгана, которого называли «тефлоновым», — отмечается в недавнем докладе «Следующий президент США», подготовленном агентством «Внешняя политика».
По мнению близкого к демократам журнала «Politico», «есть шанс, что Трамп оставит позади все, что он наговорил во время длинной и безобразной кампании, и будет править в традициях Ричарда Никсона и Рональда Рейгана».
Автор статьи Пол Тейлор напоминает, что европейцы «были напуганы» избранием Рейгана, который перезапустил гонку ядерных вооружений, ставшей катализатором антивоенного движения в Европе. Но вместе с тем, подчеркивает автор статьи, Рейган ушел с президентского поста уважаемым мировым лидером, запустившим также и процесс сближения с советским главой Михаилом Горбачевым, окончившийся завершением Холодной войны.
Рейган, известный под прозвищами «великий коммуникатор» и «тефлоновый президент» тоже пришел в политику поздно и из шоу-бизнеса. Свои прозвища он получил за уникальную способность к убеждению собеседника, к созданию имиджа человека верящего в то, что говорит. Всеамериканскую известность Рональд Рейган получил вовсе не как голливудский киноактер, а как один из первых телевизионных ведущих — в шоу «Театр Дженерал электрик». Также, подобно Трампу он выступал в роли motivational, но только не писателя, а популярного спикера.
Долговременный опыт ведения телепрограмм дает не только публичность и известность (фраза Трампа «you're fired» стала своего рода брэндом), но и такие жизненно необходимые для публичного лидера навыки, как умение легко и непринужденно держаться, быть находчивым, остроумно дискутировать.
Но тем, что оба причастны к шоу-бизнесу (Трамп еще и владелец конкурса «Мисс Вселенная»), сходство не исчерпывается. Рейгану в 1981 году было 70 лет, как Трампу будет в следующем. И это тоже показательно. Америка устала от молодых многообещающих президентов – Клинтона, Обамы, да и Буш-младший вовсе не являлся стариком на момент избрания. В цене опять умудренность и жизненный опыт. Рейган пришел в Белый дом на волне реакции на провальное правление значительно более молодого Джимми Картера. Причем и Рейган, и Трамп не воспринимаются как старики, этим они разительно отличаются от того же Маккейна с его сединой и инвалидностью.
Республиканский лагерь после Буша-младшего находился в кризисе. Республиканцы не могли выдвинуть сильного и популярного лидера — их кандидат в 2012 году Митт Ромни был воплощением заурядности и банальности. Им нужна новая повестка дня, новые имена. В свое время Рейган стал ответом республиканцев на скандал с Никсоном. Сара Пейлин, помелькав недолго, оказалась недостаточно основательной, и в потенциальных лидерах надолго не задержалась.
Сейчас Трамп отвечает запросу на свежие силы. Он не связан со старым истеблишментом республиканцев. Он своей жизнью и делом воплощает лозунги Республиканской партии – «главное занятие американца – это бизнес» и «опора на себя, недоверие к государству». Он колоритная личность. При этом его демарши — в пределах устоявшихся правил. Он не радикал и не экстремист.
Рейган был единственным президентом США, прошедшим через развод (воплощая при этом консервативные ценности). Трамп женат уже в третий раз, но никому и в голову не приходит ему делать упреки по этой части — пуританская Америка легко прощает подобное людям из шоу-бизнеса, из медийной тусовки.
Америка — давным-давно устоявшееся общество. В ней в том числе существует стандартный путь в президенты, коими обычно становятся сенаторы либо губернаторы. Последним исключением из правил (Форда – бывшего конгрессмена, мы не берем, поскольку он не был избран, а Буш-старший, также из конгрессменов, в президенты был выдвинут как действующий вице-президент) стал Эйзенхауэр более шестидесяти лет назад.
Выдвижение Трампа будет нарушением этой традиции.
Американцам крайне важно, чтобы их лидер прошел через публичную политику и через выборные должности, ибо это помогает оценить потенциал политика как государственного деятеля, и неизбежно засвечивает его «скелеты в шкафу». Плюс пребывание во власти дает необходимую поддержку аппарата партии, ее актива, знакомство с ее боссами, и вообще, нужными людьми в политике. Человек с улицы в ней не приветствуется. И это самое слабое место Трампа. Рейган стал президентом, имея в запасе два губернаторских срока в Калифорнии. Он не был чужим для своей партии, для ее верхушки. Будь он просто актером или телеведущим, Белого дома ему бы не видать.
Обама к 2008 году имел мизерный опыт руководства, да и политический тоже, но это было неважно, поскольку он прошел теми же ступенями, что и его предшественники. А поскольку механизмы управления в США отработаны до мелочей, то человек без навыков руководства даже прачечной — как тот же Обама, вполне справляется с руководством ядерной сверхдержавой. В Америке — в отличие от России не требуется пресловутый «управленческий» опыт, а надо просто быть лидером, человеком, принимающим решения и берущим на себя ответственность.
Трамп с одной стороны, давно уже известная фигура, а в 2000-м даже попытался выдвинуться в президенты от одной из малых партий, с другой — он ни разу никуда не выбирался. Избиратель не знает его как государственного деятеля, не знает, как он работает в системе власти. Он мог бы по примеру другого миллиардера, Майкла Блумберга, попытаться избраться мэром либо губернатором Нью-Йорка (на эти посты шагнуть сразу из бизнеса можно) «для обкатки», но он не пошел этим путем.
Руководящего и лидерского опыта у Трампа хоть отбавляй, но это не совсем то, ибо политика — это не бизнес. Зря российские миллиардеры думают, что раз они добились многого в бизнесе, то запросто справятся и в политике, поэтому покупают себе должности депутатов и губернаторов, чтобы потом разочароваться. Пока победа Трампа в праймериз представляется весьма сомнительной, но не будем спешить с выводами, ждать осталось недолго. Не исключен, кстати, вариант, что если он не получит номинации от Республиканской партии, то он как техасский миллиардер Росс Перо в 1992 пойдет на выборы самостоятельно в качестве «третьей силы».
Но даже если мы увидим его в президентском кресле – никаких революций ждать не приходится.
Что поменял Обама, чье появление в Белом доме было поначалу такой сенсацией? Да и Рейган по большому счету ничего не изменил. Американцы не любят резких перемен, да и не желают их. Страна живет по конституции принятой еще в 80-е годы XVIII века, с небольшим количеством поправок за все время, половина из которых («Билль о правах») были утверждены все в том же XVIII столетии. На жизни рядового гражданина смена лиц в Белом доме почти никак не отражается.
Издание The New York Times, в свою очередь, также проводит параллели между реакцией общества на нынешнее избрание Трампа и избрание Рейгана в 1980 году:
«Несмотря на панику среди демократов, после двух президентских сроков Рональда Рейгана Америка стала богаче и безопасней».




Другие статьи в литературном дневнике: