Никодим Карнаухов - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Чистота жанра вполне себе соблюдена. Да, качественная, полноценная рождественская история: на кило юмора поллитра слез, сто - сто пятьдесят грамм свежих соплей. Заквасить на сюжете (не передержать!!), подавать теплым.
Конечно, глянца многовато, особенно поначалу. Литературные (с большой буквы Л) конструкции придают произведению публикабельности в ущерб душевности, ну, да ладно.
Поздравляю, Боря!
Никодим Карнаухов 15.12.2003 19:32 Заявить о нарушении
Никодим Карнаухов 15.12.2003 19:38 Заявить о нарушении
Подавать да, обязательно теплым. Если бы не конкурс, к участию в котором, хотя бы и внеконкурсному, Пинчук меня подвиг, подавать лучше было бы вообще числа двадцатого-двадцать пятого. Хотя опять же, если бы не конкурс, то рассказа бы и не было. Диалектика, блин.
Спасибо.
Борис Гайдук 15.12.2003 23:47 Заявить о нарушении
Будьте!
Neivanov 19.04.2006 03:38 Заявить о нарушении
Трудно говорить о качестве перевода, не читая оригинала, но ритм действительно америко-английский. Как миниатюра - хорошо, изящно. Шоссе, трак, забегаловка у дороги - классика. И недлинно...
Присоединяюсь к Armen"у. Алексей, ссылку на оригинал не подкинете?
Никодим Карнаухов 11.04.2001 12:10 Заявить о нарушении
Допускаю, что рецензировать одну главу романа – глупо. Но… По главе вешаете, по главе, Георгий, и получайте.
Пока только догадываюсь, что ждет читателя роман-жизнеописание, развернутая, литературно оформленная (авто)биография.
Начинает автор с детства. Задача не из легких. Передать детские впечатления и эмоции правильным взрослым языком – не каждому под силу. Даже Остап опустил розовое детство Александра Ивановича Корейко...
«…поподробней порассмотреть» – девиз первой главы. Описания – от лиц до окружающей среды – очень детальные и, извините, предсказуемые. За незнанием литературных терминов, позволю себе назвать их «школьно-пасторальными». На любителя. Честно скажу, не любитель. [Дед] «плотный, крепко сбитый мужчина с седеющими волосами, с суровым взглядом светло-синих глаз из-под косматых бровей». Я понимаю, что дед был именно таким, но...
«Я выбегал на берег и с наслаждением зарывался в горячий, пропитанный солнцем песок, поблескивающий мириадами кварцевых точек» - много в тексте таких красивостей, но из них, как ни странно, складывается тяжеловесность… Георгий, Вы, случайно, сами себе не определяли страничный минимум романа, не дописать до которого нельзя? К объему вернусь ниже.
А «вдругов» – мало. Может, в следующих главах? Потерпим.
Мешающие мелочи (корректорские, скорее, но Вы где-то говорили, что все выверяли, значит, ничего случайного быть уже не должно):
Опять же «поподробней порассмотреть». Понимаю желание поиграть звуком, но музыкальности в этих "по" не усмотрел. И через две строчки, кстати, «поразглядывав».
«…сумеречневшемуся…» - Вам очень дОрого это слово? Я попробовал читать вслух по методу Генераленко, так два раза игла скакнула.
«отзеркалив заходящее солнце» – глаз вроде и не режет, но появилась мысль о неологизме любой ценой.
«Уже ничего не боясь, я повернул голову и встретил взгляд пары других серьезных серых глаз, с порога созерцающих меня» - и «других» неясно, и «созерцающих» – пышновато, из контекста выбивается.
«по-писаному красива» – все-таки это ребенок описывает, или Большой Георгий вспоминает детство?
«Отец уже начал закладывать в тот год неслабо…» - и весь фрагмент до детского сада. «Неслабо», «закладывать», «поддатый», «круче» - эти слова для Вашего текста почему-то кажутся чужими.
«тогда-а-а он плакал» – а-а – чтобы показать плач взрослого мужчины?
«какая-то крестная отца» – вроде, все правильно, но, может быть, фонетически, вызвало невольный хохоток.
«отмечая начало моему заплыву» – не «моего заплыва»?
«из этой сплетаемой, обволакивающей воды» – «сплетаемой» так и не переварил.
«Положение мужчин в лодке осложнялось тем, что течение реки сносило наши тела, они видели, в каком месте мы стали тонуть, но вряд ли могли трезво рассчитать, где нас искать под водой.» - несколько казенно, по-моему.
И, набрюзжавшись, немного о хорошем.
Очень понравился эпизод с пуговицей. Прямо «Денискины рассказы Драгунского (без иронии). Помните, про светлячка, «Он зеленый и светится»… Если эта девочка больше в романе не появится, я расстроюсь.
И, конечно, похороны брата. Очень здОрово. Верю каждому штриху и каждой эмоции ребенка. Отношение к похоронам как к игре (герой-летчик), и первое, возможно, осознание того, что жизнь и смерть – не рисунок, на котором нарисован парашютист, прошитый пулями. Рисунок можно выбросить и нарисовать другой… Первое столкновение с безвозвратностью и безысходностью. Невинный, но виноватый. Улыбка под общим взглядом, Наташа, тетя Зина, растоптанная конфета… Очень здОрово, пробирает. Чувствуется искренность пережитого (реально или нет – не важно), впечатление, от времени не потускневшее.
Ну, и наживка, которую я пропустить, естественно, не мог.
«Отец…рассказал, что когда он выходил со мной гулять, нам частенько встречался писатель Довлатов на прогулке со своим шпицем.»
Возможно, не желая того, автор заявил о новом этапе русскоязычной прозы. В 1941 году в Уфе, Довлатова в коляске хотел ущипнуть Андрей Платонов. Теперь сам Довлатов, пусть без желания ущипнуть, частенько проходил мимо маленького Георгия Граева. Довлатов писал «похожим быть хочется… на Чехова». Немалая часть современных самодеятельных литераторов хотела бы походить уже на Довлатова. К Георгию это, правда, не относится. Он в себе Довлатова буддистски убивает.
Ну, и вот Вам от Довлатова цитата:
«Россия – единственная в мире страна, где литератору платят за объем написанного. Не за количество проданных экземпляров. И тем более – не за качество. А за объем. В этом тайная, бессознательная причина нашего катастрофического российского многословия.
Допустим, автор хочет вычеркнуть какую-нибудь фразу. А внутренний голос ему подсказывает:
«Ненормальный! Это же пять рублей! Кило говядины на рынке…»» (Сергей Довлатов. Соло на IBM//Сергей Довлатов. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3. - С.-Пб. Изд-во "Лимбус Пресс", 1995. - С. 293.)
Размер этой рецензии Довлатовский тезис подтверждает.
Может быть, не стОило так занудствовать, а просто написать «длинновато, но не безынтересно», но я почему-то уверен, что автор на меня не обидится.
Обязательно прочту вторую главу.
P.S. Георгий, я не ставлю «смайликов», но, пожалуйста, не подозревайте меня в излишней серьезности. Также прошу по умолчанию читать «ИМХО» и, во всех моих обращениях к Вам (как, впрочем, и ко многим еще), - «с уважением».
Никодим Карнаухов 11.04.2001 11:33 Заявить о нарушении
Георгий Граев 11.04.2001 12:01 Заявить о нарушении
Нате вам, сирые, еще одну рецензию (последнюю на Вас, честное слово).
Это ж просто праздник какой-то! Оттяг по полной! Настоятельно рекомендую всем начинающим, сомневающимся в собственном таланте (пусть даже обоснованно) и особенно - юным авторам. Если вы случайно попали под тяжелую рифленую подошву с гвОздиками, набойками и, может быть, засохшей грязью чьей-нибудь критики, не отчаивайтесь. Как бы плохо вы не писАли, есть, слава Богу, Федоренкока. Читайте! Прекрасная точка отсчета. Ноль по Кельвину. Шкала - только вправо. По этой шкале даже опусы, вызванные (повторюсь) радостью первой поллюции окажутся со знаком "+".
Какие нервы, Фкока? Веселье безудержное! "Убей меня нападкой маткой..."
"Бездарность верная подруга, и не меняю на талант, сей беспредельный, божий дар." - это лучшее, что я у Вас прочел.
Никодим Карнаухов 10.04.2001 18:57 Заявить о нарушении
Нате вам, сирые, еще одну рецензию (последнюю на Вас, честное слово).
Это ж просто праздник какой-то! Оттяг по полной! Настоятельно рекомендую всем начинающим, сомневающимся в собственном таланте (пусть даже обоснованно) и особенно - юным авторам. Если вы случайно попали под тяжелую рифленую подошву с гвОздиками, набойками и, может быть, засохшей грязью чьей-нибудь критики, не отчаивайтесь. Как бы плохо вы не писАли, есть, слава Богу, Федоренкока. Читайте! Прекрасная точка отсчета. Ноль по Кельвину. Шкала - только вправо. По этой шкале даже опусы, вызванные (повторюсь) радостью первой поллюции окажутся со знаком "+".
Какие нервы, Фкока? Веселье безудержное! "Убей меня нападкой маткой..."
"Бездарность верная подруга, и не меняю на талант, сей беспредельный, божий дар." - это лучшее, что я у Вас прочел.
Никодим Карнаухов 10.04.2001 18:56 Заявить о нарушении
(а также на части 1 и 2).
Легкость чтения - абсолютная. Несерьезная проза. Экстремально-черный порноюмор, временами смешной. Анекдоты, аранжированные драмой. Как постоянное чтиво - вряд ли, но автор, похоже и не претендует. Читатель - тоже организм, а потребности у организма бывают разные, чего стесняться? Постоянно и серьезно размышляющим о судьбах русскоязычной литературы рекомендовать бы не стал, возвышенным натурам, считающим, к примеру, дефекацию происками дьявола - тоже. Работать душой - вряд ли получится.
При желании трилогию можно назвать выдавливанием какашки из подсознания.
Все вышесказанное - полное ИМХО.
Никодим Карнаухов 10.04.2001 17:11 Заявить о нарушении
Вам – признаюсь! Единственная скромная литературная цель, которую я ставил при написании всех десяти этих рассказиков – это эксперимент, попытка составить такие тексты, которые любой читатель без дополнительных усилий смог бы прочитать до конца. Даже не разбирая подтекстов. Все было подчинено этой идее. Намеренно никакой культурошок не планировался. Хотя я прекрасно понимаю, что подобная эстетика многим может показаться оскорбительной. Но, как говорится, из анекдота слова не выкинешь... В связи с этим очень интересно было бы узнать, как Вы, если будет желание, конечно, в Вашей блестящей манере прокомментируете мою мантрообразную поделку "Имя им легион. (666 логинов для разбегающих по сайту клонов)".
P.S. О Саше ничего не слышно?
С уважением,
Александр Один 13.04.2001 01:11 Заявить о нарушении
Я, как можно судить по "Жанне", не очень правильно понимаю творчество Андрея Геласимова, но рецензию все же напишу.
Показалось, что рассказ опять же написан ради последней фразы, которая и вынесена в заглавие. От "В деньги верит как в Бога" (о любимой жене) в начале до "Сделай чудо, Господи! Ты добрый, ты можешь" (мольба героя) в финале.
Между деньгами и Богом происходит масса интересных вещей. Человек попал. Знакомая, думаю, многим ситуация, когда из крайне незначительного события вырастает немалый снежный ком (простите за штамп). Снег - грязноват, попахивает трупами.
Герой очень интересен. Умен, интеллигентен, совестлив, любит жену. Он попадает в неприятную ситуацию, теряет над ней контроль и, по сути, становится сторониим наблюдателем. Ему все время что-то угрожает, но выгребает не он, а другие люди. (Более того заслуживающие?)
Вызывает сочувствие бедолага кавказец с учебником русского языка и коньяком. С учебником - интересно, что-то мне напомнило (Граев знает, что).
Лена выписана с любовью и жестокостью. При желании именно на нее можно повесить все трупы рассказа. Но ее мотивацию можно понять, и чудовищем она совсем не выглядит.
Смутило: длинноватость воспоминательного предисловия, фраза "Иногда прикольно даже бывает" , курсы валют "- Пять штук.
- Рублями? - Они не сказали. - Значит рублями" и повышенное внимание Лены к фотографиям Алексея.
В общем, это - не "Жанна". Вещь неоднозначная, объемная и интересная.
Никодим Карнаухов 10.04.2001 12:41 Заявить о нарушении
Dialog, mezdu zenoy i muzem posle togo kak oni vyshli ot gostey, ziznenen do bezobraziya.
Kak i vse drugoe super.
Хабаров 04.06.2002 01:33 Заявить о нарушении
www.gorlo.com
Рассказ – один из ярчайших представителей душераздирающей прозы. Произведение – абсолютно плоское, двумерное. Икона? Впрочем, не совсем так. Три попытки вырваться из плоскости. Две «полувыпуклости»: первая – Жанна толкает сына; вторая – телефон, оставленный Шипоглазом. И одна «почти выпуклость» – участковая предлагает Жанне работу…
Святые и грешники, добро и зло, положительные и отрицательные герои. Белое и черное, а точнее – черное, с маленькими белыми горошинами. Мерзавцы настолько мерзки, что попытки как-то их понять и, не дай Бог, оправдать, вряд ли будут успешны.
Все святые в рассказе подчеркнуто примитивны и пользуются инстинктами, а не разумом. Потому как в их положении – почти невыносимо сложной борьбе за выживание – разум бесполезен. Особенно тяжело героине. Ведь Толик и Сережа – ангелы, у них выбора нет, их интеллект по разным причинам близок к нулю. Да и мать с кассетой Эдит Пиаф и навязчивой французской мечтой… А вот у Жанны с головой относительный порядок, но выбора все равно нет. Мыслить она может, а нельзя. Очень тяжело… Может быть поэтому и читателю настойчиво предлагается отключить мозг и воспринимать произведение исключительно сердцем. Чего тут думать? Разум – враг милосердия. Сострадать и все.
Автор выгружает на героиню полный набор несчастий. Есть в этом определенная параллель с мыслью о том, почему Достоевский не ограничил Родю убийством только старушки. Обязательно надо было усугубить. Вот и автор усугубляет по полной. К примеру, почему бы не оставить героине больного ребенка, а в остальном сделать ее благополучной? Нельзя! Одно несчастье на черствую душу вдруг не подействует. Слова надо искать старательно… А можно проще. Можно – числом. Чтоб уж по совокупности, но любого достать.
Понятно, что пришла беда, отворяй… Но зачем же так широко и вприпрыжку?
В общем, в какой-то момент показалось, что основная цель автора не в том, чтобы поведать о нелегкой судьбе Жанны, а в том, чтобы пренепременно выжать слезу сострадания… И тогда рассказ воспринимается, как эпизод мыльной оперы – безусловно любимейшего в народе вида искусства.
А по форме – хорошо. Без всяких там мудросплетений слов, которые мешают чисто эмоциональному, сострадательному, восприятию. Стилизация под дневник 18-летней дурочки безусловно удачна, и все же «Мы с ним в основном на полу тусовались» – несколько не отсюда.
И непонятно, попсовый рефрен про стюардессу к чему? Ну, конечно, раз Жанна, значит или д’Арк или стюардесса…
Не сомневаюсь, что рассказ найдет массу благодарных читателей и обеспечит пару-тройку фужеров высококачественной милосердной слезы. Прозит!
Никодим Карнаухов 09.04.2001 12:19 Заявить о нарушении
Таня Канарейкина 09.04.2001 15:40 Заявить о нарушении
Георгий Граев 09.04.2001 17:55 Заявить о нарушении
Борис Гайдук как-то сказал, что теперь, прежде, чем читать вещь, будет смотреть, есть ли рецензия Граева. Действительно, уважаемый Георгий абы что не похвалит. 06.04.2001, выдержка из рецензии Г. Граева на рассказ «И увидел я новую землю» из цикла «Слезы Гелиад» Г. Генераленко:
«Просто признаюсь: докончив читать "Богородицу", пошел курить, чтобы унять
волнение...
Хорошо! Спасибо, дорогой мой Геннадий. До чего приятно прочитать гениальную (хоть и не без шероховатостей) вещь! Всем рекомендую читать цикл Геннадия Генераленко "Слезы Гелиад"! С первого рассказа до последнего. Не смущайтесь некоторыми неясностями в начале.
Не судите целое по отдельному рассказу. Вчитавшись в этого автора, Вы поймете, почему я так настойчиво рекомендую читать ЭТО! Вас ждет дивное (использую одно из любимых слов автора) наслаждение! Впрочем, если кто-то не сумеет проникнуться этой вещью, огорчаться не стоит. Я, со своей стороны, буду стоять на том, что "Слезы Гелиад" - гениальный цикл! Эпос! Поэма! Песня песней дней наших! (Хоть и нуждается песня сия в придирчивой редакторской правке)».
Из всего цикла номинирован (пока) именно этот рассказ – «И я увидел новую землю». Я честно пытался начать цикл сначала… То ли эпосов я не люблю, то ли поэм читать не умею…
Ладно, касательно рецензируемого рассказа.
Тонет корабль, естественно «потрепанный штормами», «давно следовало сдать на металлолом», «спасательный плот оказался худым», радист ударился… «Капитан любил рыбачить с этого средства водоплавания на удочку…» «По закону подлости и по теории вероятностей…» «Новый Робинзон …» Видеоряд, конечно, выстраивается, но какой-то очень уж «дежавюшный». Скучно.
Потом, понятное дело, кончится еда. А потом, в отличие от известных мне аналогов, произошло божественное чудо. А потом герой повспоминал и без робинзонства нелегкую жизнь. А потом его спасли, и он основал обитель… Ну, и "деяния апостолов".
Если в произведении есть божественное, то оно уже гениальное? А про Чечню или евреев - тоже? И "шероховатости» - ерунда? Мне все это, простите, напомнило книжицы изд-ва «Сторожевая башня», с российским колоритом.
Теперь, по Граеву, нужно читать весь цикл целиком. Наверняка здесь присутствует принцип эмержентности, и целое имеет тот блеск, которого лишены части, четыре из которых я одолел с трудом. Думаю, не очень расстрою Геннадия, если продолжать чтение не буду, ибо «если кто-то не сумеет проникнуться этой вещью, огорчаться не стоит».
И самое главное: чувствуется, что все эти рассказы писал хороший, добрый человек, и, наверняка, душа компании под костерок, чаек в алюминиевой кружке и бардовскую песню на потрепанной гитаре… Может быть, гений и хороший добрый человек – это тождественные понятия.
Извините, "дивного наслаждения" как-то не случилось.
Никодим Карнаухов 06.04.2001 14:06 Заявить о нарушении
Геннадий Генераленко 06.04.2001 15:01 Заявить о нарушении
Георгий Граев 06.04.2001 15:35 Заявить о нарушении
Никодим Карнаухов 06.04.2001 16:16 Заявить о нарушении
Георгий Граев 06.04.2001 16:48 Заявить о нарушении
Что еще, долги (чистая подстава) – сто с лишним миллионов(старыми) и проценты 30 в месяц. Мое сомнение – отдавать долги или просто убить кредиторов? Ну и пахал, два года на трех дяденек, может и зря. Сомневался, а может быть не они же меня и подставили. И еще спасать мужиков, браконьеров, на перевернутой моторке, в холодном Дону,в марте 1988 или бросить их, сами пусть выбираются. Я простыл тогда, как сука, болел полтора месяца. И еще, и еще, и еще,
А теперь я сомневаюсь, нужно ли Вам это, мое письмо, или я просто забил борд, своими соплями. Искренние ВАШ
Геннадий Генераленко 06.04.2001 16:59 Заявить о нарушении
PS. Письмо Вам еще одно написал, сегодня направлю.
Георгий Граев 06.04.2001 17:50 Заявить о нарушении
Эдакая солянка из х/ф "Красотка", веллеровского Звягина и... и... и "Как я снимала проститутку" Марфы Московской. Обязательно почитайте, Геннадий.
С другой стороны, ждать больших откровений от миниатюры, на которую набрызган "Мумми-Тролль", вряд ли стОит.
Никодим Карнаухов 04.04.2001 15:22 Заявить о нарушении
Zazizamartuz 04.04.2001 16:04 Заявить о нарушении
Zazizamartuz 04.04.2001 16:05 Заявить о нарушении
Геннадий Генераленко 04.04.2001 16:33 Заявить о нарушении