Иван Варгатый - написанные рецензии

Спасибо! И посмотри личные сообщения! Рад тебя здесь видеть!

Иван Михайлович Овчинников   21.10.2023 19:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Блицкриг. Почему он не удался» (Альберт Иванович Храптович)

Дорогой Альберт Иванович, с наступившим вас Днём Советской Армии и Военно-морского флота и с новообретённой датой — 24 февраля, началом воссоединения исторической Руси!

Могу только подписаться, ибо с тонкостями военного дела вроде плана блицкрига не знаком, но одно понимаю — нашим руководством действительно допущены ошибки в начале СВО и их теперь намного сложнее исправлять. Но уже никуда не деться, мы прошли рубеж, теперь — или разбиваться, или взлетать.

Стивен Сигал — человек сложный, на спаррингах шутя ломает конечности и считает это нормальным, но вместе с этим весьма умный. У него есть русские корни, но если есть ум и честь — то дело не в корнях. Мне он с детства нравился, и хоть по его стопам я не пошёл, но очень рад, что он нас поддерживает.

Я, само собой, от мобилизации никуда не бегал, позавчера естественным путём перешёл в «третью волну» — исполнилось 35, так что пока воюю на рабочем месте да информационно, сейчас на своём Дзен-канале начал трилогию «Старая дорога в Крым» — на такую, казалось бы, неполитическую тему как советский маршрут поездов из Москвы в Крым, который шёл через Харьков. Там аккуратно упомянул Донбасс — и то один «хайль Байден» в комментариях поймался, ехидно так осведомился, а чей же, мол, Донбасс, если не украинский? Сколько же мразей нас окружает, причём с обеих сторон...

Альберт Иванович, хотелось бы вас спросить попутно: вам известен такой командир подлодки как Борис Седых? Есть на Дзене такой автор, пишет о подводном флоте и подаёт себя как питона и кавторанга или каперанга, вроде как командовал ракетоносцем. Но ведёт себя странно. Вы не могли бы прояснить ситуацию по своим каналам? Дутых авторитетов надо разоблачать. Или «царь настоящий»?

Жду ответа!

Иван Варгатый   24.02.2023 13:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте Иван Степанович. Отвечаю:
У Вас, как обычно, интересная и содержательная рецензия. Вы даже новую Дату установили - 24 февраля День воссоединения исторической Руси!

"Дорога в Крым" - это хорошо знакомая моему семейству автодорога из Западной Лицы (сейчас Видяево) - Мурманск-Петрозаводск мимо Ленинграда - Москвы -через Орел, Харьков- Мелитополь - в Крым. Мы с женой (только что исполнилось 60 лет совместной жизни и службы) мечтаем еще раз (последний) проехать по нему, хотя бы от Москвы. Полностью по нему из Мурманска сейчас сможет ездить наш сын. (Восхищен нынешними дорогами).

Не помню такого командира подводной лодки или крейсера Бориса Седых. Может Вы могли бы дать ссылку на его сочинения? Сначала надо познакомиться с тем, что Вас так задело, иначе не могу ничего сказать о нем.
Здоровья Вам и благополучия.

Альберт Иванович Храптович   25.02.2023 05:17   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ!

Пока ещё не воссоединения, дату воссоединения знает, как говорит В. В. Чечельницкий, только Бог. А 24 февраля — лишь начало пути, 22 июня 1941 года...

Под дорогой я имел в виду железную, ездил по ней на всю длину всего раз, но вот вокруг и поперёк поколесил порядком. Вы же сейчас, если я верно помню, живёте на киевском (брянском) ходу?

Ссылки на сочинения Бориса Седых — это запросто, здесь, на Прозе, его страница называется sedbor:

proza.ru/avtor/sedbor

На Дзене — borisedykh:

dzen.ru/borisedykh

Что меня зацепило — надо искать в комментариях эдак двухгодичной давности, давно к нему не хожу. Его в комментариях ловили на несоответствиях, плюс мне кажется подозрительным, что он фотографируется в фуражке-«капитанке». Русский морской офицер может на себя надевать эту бутафорию, тем более поверх гражданки? Странно, в общем, всё... Думаю, вы увидите в его произведениях на три порядка больше, чем я.

Вам с супругой здоровья! И приглашение в силе — ждём в Самаре,

Иван Варгатый   25.02.2023 13:33   Заявить о нарушении
Спасибо за весьма содержательный ответ, Иван Степанович. Есть над чем поработать.
На Ваш вопрос: "... живёте на киевском (брянском) ходу?", - отвечаю: да, Вы правы. Живу именно на этой трассе в наукограде Обнинск, городе первой промышленной атомной электростанции.
К сожалению, здоровье моей жены ухудшается, так что пока мы контакты даже с близкими людьми ограничили.
Но ничего, мы прорвемся!
Спасибо Вам, Иван за внимание и приглашение. Будьте здоровы и счастливы. Мы.

Альберт Иванович Храптович   26.02.2023 07:49   Заявить о нарушении
В дополнение у вышесказанному.
Прочитал несколько рассказов Бориса Седых. Среди прочитанных нашелся один "Рассказ командира "К-19", более-менее приличный. В остальных - потуги на флотский юмор, в большинстве своём далекий от флотской действительности. Создается впечатление, что там люди глупые, поддающиеся на всякие, еще более глупые розыгрыши и тупые шутки.
По лексике и тематике можно понять, что на подводных лодках он служил. Но настолько поверхностно обо всем судит, что, похоже, служил недолго и на небольшой должности.
В общем, разговор о нем с моей стороны закончен.

Альберт Иванович Храптович   26.02.2023 17:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «К юбилею первого полёта ТУ-22м2 в августе 1969 г» (Полковник Чечель)

Можно провести параллели с самым простым, с вождением автомобиля: ездить "на расслабоне", а тем более с музыкой, от которой стёкла дрожат и не слышно машину. Недаром в кабинах ЛА и локомотивов запрещено слушать музыку. Помнится, я по звуку, в дополнение к вибрации, почуял, что у меня что-то не то с задним левым колесом, успел замедлиться и съехать на обочину — и тут у меня отлетело заднее левое колесо! Если бы я шёл на расслабоне и с музыкой и потерял колесо на скорости под 100, то как минимум рисковал воткнуться в бок какому-нибудь опережающему по левому ряду. Тогда музыку уже вполне могли играть по мне...

Иван Варгатый   16.10.2022 21:17     Заявить о нарушении
Всё правильно – хорошо, когда люди э́то понимают

Полковник Чечель   17.10.2022 12:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как мы спасли друг друга» (Полковник Чечель)

Жуть! Вы треть века пролетали в военной авиации, хоть и в мирном небе, но всё равно теряя сослуживцев и друзей — и на старости лет вас не отпускает война. Когда же жизнь возьмёт долг сполна?

Иван Варгатый   16.10.2022 18:15     Заявить о нарушении
На все ваши вопросы ответ знает Бог

Полковник Чечель   17.10.2022 13:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сторонники и противники СВО - кто они?» (Альберт Иванович Храптович)

Всё Людмила пишет верно! Никогда ещё простому народу не была выгодна война, с обеих сторон, а если и вылезали какие-то «плюшки» — то они быстро кончались. Что сейчас со стороны Германии? Газ стоит как серебро. Что сейчас со стороны Украины? Там война. Что сейчас со стороны России?

Вчера друг, он техник-вертолётчик в «Газпроме», пишет, что их компания дала молодым техникам бронь, потому что встанет «Газпром» — встанет страна. А вот «Сургутнефтегаз» уже отправляет рекрутов, причём не как предписывает закон — с сохранением рабочего места, а с расторжением трудового договора! И вроде как МО уже дало официальный ответ, что это нормально. Насчёт последнего не уверен, а вот первое — факт.

Уверенные в завтрашнем дне граждане, возможно, единственные кормильцы в семье и плательщики по ипотеке, в один миг становятся безработными с открытым зелёным билетом домой. Нечто подобное происходит и по ту сторону фронта, неважно, с украинскими семьями или с НАТОвскими, уж не знаю тамошнего законодательства, даются ли какие-то гарантии уходящим на войну или нет... Если в ЧВК, то, видимо, какие-то зелёные хрустящие гарантии даёт сама ЧВК...

Я не служил, ограниченно годен, 34 года, плюс ещё и работник образовательной организации, поэтому мне первый этап мобилизации не светит, а вот дальше — неясно. Остаётся уповать на то, что квалифицированный ремонтник нужен в любой части, но, а если уж автомат — то куда деваться, в России невоевавших поколений не было, чай, не Швейцария... Из друзей много кто лыжи смазал в Казахстан и Белоруссию, даже квартиры уже присмотрели и с работой выясняют, я бежать не собираюсь. Только плакать хочется от осознания того, что на могилу деда я могу прийти с оружием...

Благодарю за рассмотрение со всех сторон, Альберт Иванович! Одно «но» — Проза убрала тире из заголовка? Можно попробовать поставить дефис.

Иван Варгатый   24.09.2022 10:58     Заявить о нарушении
Иван, прежде всего спасибо за замечание относительно заголовка сейчас же исправлю, если получится. (Допустил ошибку сам).
Что касается рецензии. В целом - нормально. (Здесь тире вставил).
Однако, не могу не сказать, что это, Иван: "...возможно, единственные кормильцы в семье и плательщики по ипотеке, в один миг становятся безработными", - насчет ипотеки, насколько мне известно, вопрос решается. А вот "безработным" в России можно стать только по своей воле. Предлагаю посмотреть о том здесь: http://proza.ru/2022/09/23/276 или здесь: http://proza.ru/2020/11/03/1804
А вот это:
"Только плакать хочется от осознания того, что на могилу деда я могу прийти с оружием...", - меня сильно огорчило.
К сожалению, возраст и состояние здоровья мне не позволяют, а то я бы на могилу своего отца, прошедшего всю войну от Сталинграда до Берлина, если бы пришел с автоматом, то с гордо поднятой головой. Воевать за Родину - в России всегда считалось честью.

Альберт Иванович Храптович   25.09.2022 07:04   Заявить о нарушении
Альберт Иванович, не в том смысле, что война это плохо или что-то подобное — печалит то, что наш народ довели до раскола, до по сути гражданской войны, что свою землю приходится отвоёвывать, хотя её вроде никто и не забирал.

Иван Варгатый   28.09.2022 20:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «3. Логика представителя ГШ ВМФ» (Альберт Иванович Храптович)

Добрый день, дорогой Альберт Иванович!

На днях мне ни с того, ни с сего приснилось, что я служу на атомоходе под вашим командованием. В деталях сон не помню, но сам факт подсказывает - надо вам написать.

На первый взгляд по теме произведения хочется написать, что проблема сегодняшних командиров в том, что они пороху не нюхали, что попади они на реальную войну - там бы набрались опыта... Но интересные вещи написаны у Алексея Суконкина в "Походе на пенсию", в начале которого описано прибытие лейтенанта-отличника в Афган:

http://artofwar.ru/s/sukonkin_a_s/text_0010.shtml
"К своему великому удивлению на войне он тоже встретил весь набор самодурства начальников к тому же подкрепленное тем, что ошибки здесь заканчивались для подчиненных смертью."

Мне кажется, что тяга к очковтирательству и прочим фантикам - в самом русском менталитете. Требуя порядка, становишься в глазах большинства "бездушным", лишним, плохим. Как я недавно прочитал у одного трепла: "если вы просто сделаете ошибку - вас поймёт больше людей, чем если вы сделаете кому-то замечание за ошибку". Вот такие вывернутые наизнанку ценности - "чтоб большинству было хорошо" важнее правил. А большинству хорошо на диване лежать да пиво пить...

О вывернутых ценностях я недавно наконец-то написал статью http://zen.me/1TNGZwx1 и в дальнейшем тему продолжу (кстати, надо "Гнилую этику" выложить и здесь, только сейчас в голову пришло), а выход из нашего бардака, видимо, один - пусть быть не как все, белой вороной, но работать на реальную пользу. И умудряться показывать другим, что это действует. Тогда кто-то обязательно пойдёт следом и перестанешь сам быть белой вороной.

С наилучшими пожеланиями!

Иван Варгатый   13.10.2021 10:21     Заявить о нарушении
Иван, во-первых, спасибо за напоминание о службе на атомоходе. Мне есть что вспомнить...
Но что касается того, что: "А большинству хорошо на диване лежать да пиво пить...", - то согласиться могу лишь частично. Я сам хорошо знаю, на что способен простой русский мужик в сложной ситуации (и голова работает, и руки-ноги на месте). Да по той же ссылке, которая у Вас здесь, нетрудно в том убедиться.
Благодарю за отзыв,

Альберт Иванович Храптович   13.10.2021 12:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Записки пилота свинтопруля, часть 10» (Пилот Шевчук)

Ура, десятая часть! Подбрасываем Александра Владимировича на пятьсот приведённого!

Начиная, кажется, с седьмой части пошла эдакая амебейная композиция, шахматный порядок — глава про вертолёты, глава про жизнь. Это здорово оживляет книгу и вносит в неё некий порядок. Иной раз читаешь автора-холерика вроде Полковника Чечеля и ловишь мысль с трудом, настолько резко и порой невпопад, понятно только одному автору, перескакивает. А тут всё солидно.

Наконец-то раскрыто, почему отчество автора Владимирович, хотя отца звали Вадим — сразу это заметил и давно хотел спросить, да всё момента не было, а тут ответ сам пришёл. Ещё одно подтверждение того, что всё в жизни приходит в нужный момент, иногда стоит лишь немного подождать. Да и вообще десятая симфония отвечает на многие, казалось бы, мелкие вопросы, повисшие в предыдущих. Повествование разрабатывается в глубину, словно карьер, где автор полвека назад водил грузовые поезда.

Размышлениям о том, зачем в образовательной программе "лишние" знания, столько же, сколько самому образованию. Ответ дала командир эскадрильи гусей в известной книге Сельмы Лагерлёф про Нильса, летавшему на гусе. Она сказала: чем больше мы будем вбивать в ваши головы, тем больше в них будет помещаться! Во-первых, отсеиваются "дураки", у кого плохая память, и рассеянные, и слабовольные. Во-вторых, эта самая память тренируется. В-третьих, со временем всё забывается, остаётся лишь самая основа.

Чем больше знаний наложено сверху — тем крепче вбивается основа. И, например, при пожаре, когда возникнет необходимость чётко понимать, что как горит — полузабытая шелуха вроде "30ХМА" слетит, останется только накрепко вбитое слово "сталь". А если изучать поверхностно, то не останется ничего. Василий Васильевич Ершов хорошо это показал на примере, как он из всех скоростей запуска в воздухе двигателей и ВСУ запомнил одну среднюю — 500. И только её и вспомнил на тренажёре, когда "загорелся". Хотя изучал все: ВСУ — не более 525, двигатели — там свои скорости...

Я верю, Александр Владимирович, что вам ещё есть что вспомнить, авось появятся ещё главы ваших записок. А пока ещё раз, помедленнее, перечитаю эту часть. Всего доброго!

Иван Варгатый   15.09.2021 11:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Бездны мрачной на краю» (Виктор Баравков)

Знакомые ощущения... Бывает иногда нечто подобное. Помнится, как-то пришли работать на стоящий на форме Ту-154М, я с наставником — свои АОшные дела делать, на ВСУ мотористы трудятся — свои СДшные дела вершат. Створки ВСУ, естественно, открыты, а они на эмке обе размером примерно с двухконфорочную плиту — как раз человек залезет... Одна закрывается механизмом МПК-13, другая — МП-750, а 750 тут означает усилие в килограммах! Какая где — неважно, всё равно перекусывают организм на ура обе.

Поставили мы ИТА (тахометр ВСУ, он хитрый, с фотодатчиками), Палыч включает АЗС "Запуск ВСУ", чтобы глянуть, не горит ли красное табло неисправности... А переключатель запуска, как специально, стоит вниз — на закрытие створок! Он должен стоять вверх и быть обозначенным бумажкой — "не трогать", но ничего этого не сделано.

Я, естественно, говорю Палычу — "там же работают, надо включить" — и протянул руку, чтобы включить самому. А наставнику параллельно — что я тогда, первогодок ещё был, а он сорок лет на заводе, лучше знает — хлоп мне по руке и сидит, на табло смотрит. Они благополучно погасли — створки закрыты.

Через полминуты прибегают мотористы, морды злые, выражения непарламентские, только что шерсть не дыбом. Но даже морды нам бить не стали — что с деда Палыча, что с меня взять нечего. Воскресный — тот, кто работал в выхлопном канале и успел выскочить — уже покинул этот мир, в 54 года от водки, а перед ним до сих пор совестно.

Бывает и на нынешней работе, второпях ли, с устатку ли забудешь снять напряжение, и поднимаясь по лестнице, тоже в думах забудешь глянуть, горит ли зелёный... А поднимешься на крышу — и вот он под носом, красный фонарь наличия напряжения, а над головой сидят в засаде 600 вольт.

Но тут отвечаешь только за себя, а вот так, как в рассказе, чуть не стереть с лица Земли целую мирную колонну по чьей-то халатности — такое не каждому дано. И не каждому, естественно, доверена такая ответственность. Неужели в кабине никак не видно количества оставшихся снарядов? Никакой лампочки "боезапас йок"?

Иван Варгатый   15.10.2020 13:25     Заявить о нарушении
Отображения кол-ва снарядов для скорострельности 6500 в минуту бессмысленно, на переключателе рода работ вооружения есть два положения полный залп и 0.5 секунды очередь.Индикация готовности оружия есть, но по данному упражнению, горит готовность не зависимо от наличия боезапаса. Вся надежда на вооруженцев, обычно все было нормально, но в тот день по запарке, забыли разрядить.... Честно говоря хуже нет, когда запускают резервный самолет. Что? куда? По какому упражнению?.Да по фиг, давай быстрее, таблица плановая трещит уже..... Удивительно, но эта история не вызвала особого удивления у большинства пилотяг, оказалось, что с завидной регулярностью в полках стреляла пушка, сходили ракеты....И самое последние из происшествий, не более месяца назад в учебном бою стрельнула пушка, Сухой сгорел, летчики благо успели выйти.

Виктор Баравков   15.10.2020 14:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лодочные походники» (Виктор Баравков)

Ха! Не раз улыбнулся во время прочтения, пусть я и не речной, а велопоходник, многое по-другому, но и общего много. Одни новички в походе одного дня чего стоят — на следующий день могут либо стоять, либо лежать — сидя сразу ногами крутить начинают. И ничего не оставлять — тоже золотое правило.

А ваши авиарассказы пока даже не берусь комментировать, сперва осмыслить надо... Одно могу сказать — хорошо!

Иван Варгатый   09.10.2020 21:12     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове. Авиаторы, да и походники всегда поймут друг друга....

Виктор Баравков   10.10.2020 15:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Записки пилота свинтопруля, 9 часть» (Пилот Шевчук)

Добрый день, Александр Владимирович.

Как вы и говорили, части, не вошедшие в первую книгу, отличаются от первых. Меня просто потрясла глава «Мамин голубь». Положа руку на сердце – ваши записки написаны простым, без изысков, языком, поди, любой литературный критик разложил бы как морскую звезду, но это и неважно, на первом месте содержание, а не форма. Но «…голубь» - ваша Девятая симфония, по совпадению попавшая именно в девятую часть «Записок». Ничего лучше про горечь потери и боль ухода поколений я не читал. Ни у кого из великих. Может быть, потому, что они растратили обороты несущего винта на красивый язык и не сберегли их для самого важного взлёта, а у вас это получилось?

Про упомянутые шумы и вибрации вертолётов, на первый взгляд, и добавить нечего… На больших турбовинтовых кораблях вроде Ил-38 (у которого фюзеляж не длиннее, как иногда говорят, а просто крыло смещено вперёд, экипаж сидит чуть ли не между винтами) и Ту-95 вибрации нещадные, но когда доводится попасть на вертолёт – сразу чувствуется, насколько его эволюции сложнее самолётных, а где сложнее эволюции – там и вибраций больше. И шум тоже – двигатели совсем рядом, да и фюзеляж негерметичен.

Интересно, говорит ли что-нибудь пилотам звук лопастей НВ? Главный лётчик КБ Антонова Алексей Афанасьевич Круц, с которым мне посчастливилось не раз видеться на испытаниях, даже фото в глиссаде свежеоблётанного Ан-140 12А008 (RF-08851) ему подарил, сделанное мной после работы у заводского забора, ставит экономичный режим двигателям именно по звуку. Уж как – не знаю, моё ухо лишь различает границы режимов, постоянно их сверяя с тем, что должно быть – реверс, полётный малый газ, с упора… А как с этим у вертолётчиков?

Насчёт того, что на самолёте просто сунул газ – и полетел быстрее, можно поспорить. С разгоном скорости вырастет подъёмная сила и придётся отрабатывать триммером на пикирование, кроме того, у машин, где двигатели сильно выше или ниже центра тяжести, тангаж при изменении режима меняется сразу. Плюс на винтовых машинах ещё добавляется кренящий момент от винтов – что, впрочем, не относится к машинам с соосными винтами, которых в мире по пальцам сосчитать, и машинам с винтами противоположного вращения, которые есть только за рубежом, вспомнить тот же А400… Но вертолёт, бесспорно, сложнее. Никак не могу понять, почему он неустойчив в установившемся полёте? Вроде как висит на винте, центр тяжести ниже точки опоры… Есть этому какое-то простое объяснение?

Борт 21856 стоит у нас целёхонький, не хватает лишь командного агрегата запуска да некоторых приборов, да ещё не хватает времени на его содержание – мы ведь не музей, а действующая учебная лаборатория, для обучения студентов у нас есть пара полностью рабочих Ан-2, пара Ту-154, пара Ми-8, один Як-42 да потихоньку оживает Ту-144. Но ничего, дойдут руки и до Ми-6 – поставим под ток, глядишь, запустим АИшку, а там и до прокрутки двигателей недалеко! А уж снаружи покрасить – это самое простое и для практической пользы, если судить по сути, самое последнее.

Конечно, крепко не хватает спецов по этой большой машине – по Ту-154 спецы есть, по Ми-8 тоже есть, по Ан-2, само собой, есть, а вот по Як-42 корифея, кто несколько лет отработал бы во чреве этой машины и знал бы её досконально – нет, в итоге работаем на ней неторопливо. На Ту-144 тоже никто из нас не работал, но спасает схожесть этой машины с Ту-154. С Ми-6, когда до него дойдут руки, будет ещё интересней – он уже не первое десятилетие стоит притихший.

Жду десятой части «Записок»! Надеюсь, она будет, ведь явно тридцать с лишним лет полётов и шестьдесят с небольшим лет жизни не целиком уместились в девяти рассказах. С наилучшими пожеланиями!

Иван Варгатый   23.08.2020 10:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван! Спасибо Вам за проникновенные слова о рассказе "Мамин голубь". Сами понимаете, тема очень больная, поэтому писал о чём сердце болит. Вы правы, опытный вертолётчик всегда прислушивается к звуку лопастей несущего винта. На снижении они похлопывают, на малом газе посвистывают, причём с вводом оборотов тон свиста меняется. Но обороты несущего винта мы всё-таки держим по прибору. Это на современных вертолётах за всем следит автоматика. Как с утра правую коррекцию вкрутили, так целый день на ней и летают. Когда я сравнивал пилотирование самолёта и вертолёта, то я имел ввиду простейший самолёт, типа Л-29, так называемую "учебную парту". Конечно, самолётов великое множество, с соосными винтами, раз-два, и обчёлся, с винтами противоположного вращения тоже. Где стоят двигатели, сколько их, балансировка машины при разном режиме движков разная, на разных этапах полёта тоже. Я же говорил, у самолётчиков своих заморочек не меньше, чем у вертолётчиков, но все мои знакомые пилоты, кто переучивался после самолётов на вертолёт, говорили, что намного труднее освоить вертолёт, уж больно он своеобразный и вёрткий. Если дойдут у Вас руки когда-нибудь до нашего МИ-6 21856, передавайте привет машине, она ни разу нас не подводила. Низкий поклон любимой "ласточке".
С уважением, Александр Шевчук. До связи.

Пилот Шевчук   24.08.2020 20:13   Заявить о нарушении