Рецензия-дежавю на рассказ Александра Владимирова

     Рецензия-дежавю на рассказ Александра Владимирова 2 «Экзамен, или Писателями не рождаются» http://proza.ru/2015/03/06/1500 и до-рецензия на рассказ "Воспоминание о пожаре 30. 01. 83 в Новосибирске" http://proza.ru/2022/01/18/1311

     Литературный прострел, как озарение.

     Военный курсант, будущее которого нацелено на достижение славных задач служению Родине стальной волей и силой оружия, в настоящем - временно вынужден сменить профессию и вместо пулеметов и огнеметов, нацеленных на врага, - самозабвенно жжёт глаголом сердца ..милых сердцу педагогинь.

     1982 год. Выпускной устный экзамен по русскому и литературе на подготовительном отделении ИСАА при МГУ - он же вступительный экзамен на первый курс одноименного института..

     Все вопросы билета по русскому хорошо знакомы или вызубрены, а по литературе еще и "начитаны" дополнительными источниками и отскакивают от зубов даже во сне.

     Все, кроме последнего - "Судьбы советских женщин в военной романистике авторов-фронтовиков"..

     К своему ужасу, прямо на экзамене, понимаю, что по этой теме, я умудрился не прочесть ни одного произведения..

     Беспомощно кошу глаз на ближайшего сокурсника, который через стол справа готовится к своему экзамену. Но тот, занятый своей подготовкой, меня не видит, поэтому рискую его окликнуть полушёпотом и накликиваю беду на свою непутевую голову.

     Одна из толстых теток-экзаменаторш мгновенно меня изобличает и взвивается в праведном гневе. Звенящим от негодования голосом, он сообщает, что это первое и последнее предупреждение, чтобы не вылететь с "неудом" не только за дверь экзаменационной, но также из самого института.

     Тут же, буквально "кожей чувствую", как спокойная и благожелательная атмосфера в экзаменационной вдруг электризуется напряжением и незнакомый мне человек ни с того ни с сего начинает излучать по отношению ко мне флюиды ненависти. Именно ко мне. Что ж за напасть-то такая!

     Понимаю, что шансы благополучной сдачи этому экзаменатору начинают резко понижаться, стремясь к нулю..

     Отчаянно пытаюсь исправить безнадежную ситуацию, которая может пустить под откос сверкнувшее в отдалении "прекрасное далеко" профессии востоковеда-переводчика из страны "Железного занавеса". Для этого у меня есть один единственный шанс и я тут же хватаюсь за него.

     Дождавшись, когда освобождается другая женщина-экзаменатор, пытаюсь бледной  тенью прошмыгнуть мимо всех и очутиться только перед ней. Но моя фурия прекрасно знает все уловочки мучеников наук.
     - Этого ко мне!

     Приговор уже вынесен и стальной холод в глазах прокурора моей судьбы не оставляет никаких сомнений - сейчас с этого, как ей стало ясно с первого взгляда,  лоботряса, прогульщика и никчемного студенчишки живьём будет содрана шкура в назидание другим непутевым абитуриентам.

     Обреченно сажусь перед ней и её напарницей - симпатичной молоденькой преподавательницей, чья внешность и заинтересованность чуть позже послужат источником спасительного вдохновения.

     Во время ответов на другие вопросы мозг лихорадочно сканирует весь предшествующий опыт, пытаясь зацепиться хоть за какую-то ассоциацию.
     Эврика!

     Я вдруг вспоминаю имя и фамилию военной санитарки из брежневской "Малой Земли".

     К сожалению, не помню ни одного факта или эпизода - буквально ничего из того, что, где и когда с ней происходило.

     Но у меня есть прекрасное начало не только для ответа на экзаменационной вопрос, но и для настоящего романа. С отчаянным упоением спасительно озарения и неподдельной искренностью я сочиняю эссе на заданную тему.

     - Пятерка. Твердая пятерка!

     Непреклонным голосом фрау Фрекен Бок из "Малыша и Карлсона" подытоживает моё искромётное творчество суровая экзаменаторша и я счастливый, еще не отошедший от объятий моей музы, так вовремя подоспевшей мне на помощь, - медленно выплываю из аудитории в светлое будущее..

     P.S. Прочтение рассказа о новосибирском пожаре в январе 1983 года, привели к удивительным открытиям.

     Только что прочитал еще один рассказ Александра Владимирова - «Экзамен, или Писателями не рождаются». Вдруг осознаю, что, находясь в физических телах абсолютно разных людей, мы стали участниками одного и того же события, правда, в параллельных мирах.

     А 30 января 1983 года, которым датировано то, что описал автор в рассказе ,"Воспоминание о пожаре 30. 01. 83 в Новосибирске", лично для меня имеет кармическое значение. Это день моего рождения..

     И одно из событий уже моей жизни в том далеком, от нас сегодняшних, 30 января 1983 года, тоже чуть не закончилось трагически.. (Леша Тоф и его ночной пациент) http://proza.ru/2021/05/24/26


Рецензии