Победители конкурса Художники
Произведения участников конкурса в конце страницы!!!
1-е место - Марина Салтыкова - 1000 баллов
2-е место - Марина Шатерова - 800 баллов
3-е местo - Аглая Анхори - 600 баллов
3050 27.07.2025 17:03 Перевод автору Марина Салтыкова -1020
3049 27.07.2025 17:02 Перевод автору Аглая Анхори -612
3048 27.07.2025 17:02 Перевод автору Марина Шатерова -816
http://proza.ru/2014/08/24/709
http://proza.ru/2024/04/17/451
Айк Лалунц
http://proza.ru/2025/07/25/976
Елена Новэмская
http://proza.ru/2008/10/26/195
Валентина Томашевская
http://proza.ru/2013/11/29/433
http://proza.ru/2013/11/27/338
Ленина Кудренко
http://proza.ru/2025/07/25/75
Марина Салтыкова
http://proza.ru/2025/07/24/870
Александр Черкасов 66
http://proza.ru/2025/07/22/1682
http://proza.ru/2025/07/22/1674
http://proza.ru/2025/07/22/1612
Елена Гаврилова 2
http://proza.ru/2025/07/21/995
http://proza.ru/2025/07/22/1165
Вера Петрянкина
Лактионов. "Письмо с фрона".
Эта картина занимает в моём сердце место особенное. Да разве только в моём. Иначе и быть не может. Картина появилась как раз в год моего рождения. Такое ощущение, что от неё веет временем , которое я со всем основанием могу считать моим временем. Ну а если мы все родом из детства, то для меня эта картина знаменует и начало меня самого. Да так оно и есть, по сути. Для меня на ней все до последней детали настоящее.
Всё настоящее. То есть я вижу на ней людей таковыми, каким они и были тогда, какими я их видел и запомнил. Такими, какими их удержала в моём сознании моя цепкая детская память.
На картине Лактионова всё настоящее. Это застывшая живописная правда. Она вся дышит тем временем. Она замечательно всем своим теплом, весенними ароматами и звуками передает настроение царившие в умах и настроениях людей, для которых страшная война отсчитывала уже последние свои дни, передаёт дух того времени. Вот поэтому и не отпускает от себя эта картина.
*****
Александр Лактионов творил свое произведение, можно сказать, по живому. Замысел зрел у него долго. Дали ему жилище. Более чем удивительное. Не поверите, в келье Троицко – Сергиевской лавры. То есть поначалу это даже была и не келья, а ниша для орудия. Вот из этой ниши и сделали коммуналку. Вот Лактионов и жил в бывшей орудийной нише с женой и двумя детьми.
Однажды в городе он встретил на улице фронтовика. Раненного. Тот искал адрес своего товарища. Нёс весточку от него семье, вполне сознавая всю её ценность.
Художник помог ему найти дом. А потом произошло то, что мы видим на картине. Вот после этого его и озарило. Вот, именно то, что он искал. Лучшего и придумать было нельзя.
А для того, чтобы это чудное видение дышало правдой и трогало со всею болью и радостью душу каждого, кто бы не посмотрел на картину, он изобразил на ней людей, которых он знал, как нельзя лучше. Вот бабуля справа – это его тётя, изображающая мать сына-фронтовика.
Дети? А это собственные дети художника. Мальчика он только так слегка состарил, если можно так сказать. Сыну его было только семь лет, а на картине мы видим уже пионера, которому доверили чтение драгоценной вести. А девочка – сестра, облокотившись о косяк двери, внимательно слушает, что пишет её отец. И поза её мне говорит о том, что она страшно завидует своему братцу. Почему не она? Почему не ей было доверено читать строки её родителя? Она же старше!
А девушка рыжеволосая – это соседка художника по коммуналке. У неё на рукаве красная повязка с буквами ПВО. То есть военнообязанная. Может быть и зенитчица.
А солдат – это друг художника и сам художник. Он мне сильно напоминает моего отца. Он тоже был ранен в руку. И он тоже был комиссован вчистую. И он тоже смолил вот такие же цигарки, что ему прибавляло в моих глазах притягательную мужественность и мужское начало, к которому принадлежал и я, совсем ещё мелкий малец. Он на картине так снисходительно – отечески смотрит на сына своего друга, ещё не вернувшегося с войны.
*****
художник попал в самое дорогое для всех живших в те времена. Картина стала «души изменчивой приметой», перенесенной так удачно и своевременно художником на полотно. Она трогала до слёз. Она задевала самый чувствительный нерв людей того времени.
И легко понять почему. Миллионы мужчин ушли на войну. И сколько из них не вернулось. Страдали безмерно долгие четыре года, конечно, и те, кто пребывал в тылу. Но те, кто вынужденно покинул свои семьи, своих жён, детей, престарелых родителей, были в непосредственном соприкосновении с жестоким и безжалостным врагом, с теми, кто вознамерился стереть наш род с земли. Они, прежде всего, подвергали свои жизни смертельной опасности. И отдавили свои жизни. Ради спасения не только всей страны, но и своих самых близких и дорогих людей.
И когда приходила весточка с фронта, это, прежде всего, означало, что дорогой тебе человек жив. А весть приходила с линии раздела между жизнью и смертью. И всё равно, чтобы ни сообщали строки письма. Главное – это было то, что начертала строки рука отца и мужа. Главное – это то, что написавший эти строки, был жив. И родственная связь навечно не прервалась. И есть надежда, что она и не прервётся.
*****
Картина стала знаменита на всю страну. Её изображение вошло в наше сознание, оно появилось во всех календарях и букварях, и стало той самой картинкой, с которой начинается Родина. Попал художник. Дотронулся до самых чувствительных струн всего нашего многострадального народа.
***** *****
Я долгое время думал, что на картине мы видим ещё один московский дворик. То есть дворик моего собственного детства. А таких двориков в те времена на окраине Москвы было множество. Но это оказался совсем не московский дворик. Это дворик города Загорска, или как его снова именую сегодня Сергиев Посад. Там и поныне на его окраинах и вокруг монастыря мы увидим похожие дворики. Знаю, потому что ездил в этот город в 70 км. от Москвы бесчисленное количество раз.
А вот и ещё волнующий душу факт. Наташа Ростова. Мы помним эту добрую, искреннюю, сердобольную девочку. Не вынесло её жалостливое сердце и весь их семейный дворянский скарб - фарфор, ковры, бронзы - был снят с подвод для того, чтобы спасти раненых солдат – героев Бородино и вывести их из пустеющей Москвы.
Она и знать не знала, что среди раненых был князь Андрей. Обоз длинной вереницей отправился в их загородное имение и по пути сделал остановку. Где? А вот это самое удивительное. В Сергиевом Посаде! Вот там и открылась тайна. Сам рок судил им снова встретиться в этом городе, в доме близ стен монастыря. Потрясающая сцена. Слёзы подступают к глазам. И радость, и горе. А потом ... А потом во всём огромном романе именно здесь прозвучит одна из самых пронзительных и печальных нот. Нет нужды пересказывать.
А вот на картине «Письмо с фронта», написанной всё в том же месте, звучит радость. Это месяц май. А это значит идут последние дни войны. И ещё чуточку и покончили мы с ней счеты. И по всей видимости, письмо это последнее. И скоро дети увидят своего родителя, который принесёт им Победу. Ещё одно грозное нашествие было отражено. И жизнь продолжается.
Геннадий Мартынов
http://proza.ru/2010/12/27/256
http://proza.ru/2025/07/24/1466
Михаил Абрамов
http://proza.ru/2025/07/23/176
http://proza.ru/2025/07/25/425
Марина Лебедь
http://proza.ru/2025/03/12/1479
http://proza.ru/2025/03/07/1509
http://proza.ru/2024/11/16/1035
http://proza.ru/2020/08/19/1737
http://proza.ru/2025/07/22/1203
Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2024/08/31/736.
Сергей Плетнев
http://proza.ru/2024/11/14/1574
Андрей Портнягин-Омич
http://proza.ru/2023/03/12/1949
http://proza.ru/2023/01/17/1879
Аглая Анхори
http://proza.ru/2023/05/03/174
http://proza.ru/2025/07/22/716
http://proza.ru/2025/07/22/728
http://proza.ru/2025/07/22/735
Владимир Потаповский
http://proza.ru/2020/11/05/1347
http://proza.ru/2024/01/31/384
http://proza.ru/2022/11/03/1277
Эгрант
http://proza.ru/2023/02/07/915
Элина Плант
http://proza.ru/2021/08/20/1229
Владимир Кожин 3
http://proza.ru/2022/01/20/700
Олег Маляренко
http://proza.ru/2021/02/05/684
Валерий Слюньков
http://proza.ru/2018/07/26/758
Владимир Архипов 4
http://proza.ru/2022/03/05/1859
Антон Серебряный
http://proza.ru/2025/06/24/527
Петр Душа
http://proza.ru/2023/12/13/36
Марина Шатерова
Свидетельство о публикации №225072701339