Атрибуты Дазайна Хайдеггера - фрагменты и цитаты
В основе нашего миропонимания, мироприсутствия, миросуществования находится операция приравнивания. ... Так мы проводим границы, отделяем «разное» от «одинакового». Это глубиннейшее свойство. Оно является одним из 3-х атрибутов Дазайна у Хайдеггера. Он называет это «протяжённость» и объявляет одной из базовых, фундаментальных, самых глубинных функций Дазайна, наряду с «пониманием» и «речью». Что такое «протяжённость»? Почему «протяжённость» в самой основе? Почему такая значимость? Потому что «протяжённость» означает «неслипшесть». Неслипшесть мира в одна точку, в сингулярность. Помните «Большой взрыв»? Его теория - и термин! - появилась лет через 40 после Дазайна. Как иллюстрация рождения мира. Был точкой, сингулярностью, стал вселенной. Вот так работает неслипшесть, протяжённость как функция, как свойство. Есть — есть мир! (неважно, человеческий мир Дазайна или физический мир Юниверса). Нет протяжённости — нет мира. - Кл. 12.12.2023 https://t.me/Dialectical_Logic/3174 ТГ-чат «Диалектическая логика»
Назову этот закон — «Закон 3-х атрибутов квалиа». Его формулировка такова: Квалиа видит каждый фрагмент мира (сущее) — а) существующим, б) имеющим смысл, в) используя схватывание. Хайдеггер, замечу, примерно рядом сформулировал свои атрибуты (неотъемлемые качества, фундаментальные признаки) «видения мира» Дазайном: а) называемость, б) понимаемость, в) протяжённость (неслепленность). — ...Разумеется, всё так и есть с «Тремя атрибутами квалиа», если на них посмотреть из той плоскости, из которой смотрел Хайдеггер — назовём ее (эту плоскость, это онтологическое пространство, эту субъективную специализированную вселенную, это бытийное пространство) так: «Квалиа проснулась и посмотрела на мир в виде Дазайна, строящего этот мир». - Кл. http://proza.ru/2024/09/01/1054 Сканим-сканим, или Закон 3-х атрибутов Квалиа
Основа нашего «субъективного пространства» — это квалиа, это Присутствие, это Дазайн с его 3-мя атрибутами (разумеется, ничего этого нет, и есть ли оно неизвестно, но как-то же нам надо ориентироваться в жизни?..) - Кл. http://proza.ru/2025/11/08/1827 Субъективное пространство, квалиа и боты. Абсолют
Хайдеггер говорит, что это никакое не пассивное «пространство» (лебенсвельт), а котором гуляют «модели-явления», а активная «кузня», в которой куются все объекты-процессы-явления, а в центре ее — активный Кузнец (Дазайн), который и создаёт все объекты окружающего мира, весь этот мир. - Кл. 30.01.2023 https://t.me/Dialectical_Logic/1187
Хайдеггер пришел к тому (в отличие от Гуссерля, и именно поэтому он «2-й этап феноменологии»), что «сознание не только пребывает в созданной реальности (лебенсвельт)», но и «активно создает эту реальность (Дазайн)». - Кл. 01.03.2023 https://t.me/Dialectical_Logic/1769
Существует различение «проигрыша» и «выигрыша», заложенное на самом глубинном уровне сознания, т.е. на уровне «базовых блоков» (свойств) Дазайна. — Хайдеггер выделяет 3 таких блока (Бибихин переводит «Дазайн» как «Присутствие»): протяженность (1), понимание (2), речь (3), — я бы добавил еще один (4): способность вовлекаться, т.е. «уметь играть», т.е. «различать проигрыш и выигрыш на эмоциональном уровне», т.е. различать их на уровне Присутствия, на уровне «экзистенции». - Кл. 23.09.2023 https://t.me/Dialectical_Logic/2643
В своем фундаменте «сознание» есть «квалиа» (Чалмерс, 1995), которое находится на уровне более глубинном, чем «Дазайн» (Хайдеггер, 1927) («Присутствие», как переводит Бибихин этот термин) и «экзистенция» (Къеркегор, 1846). - Кл. 02.10.2023 https://t.me/Dialectical_Logic/2759
Нет слов - нет мышления. Известен лишь один пример человека «как-то» мыслившего без слов, пока он не узнал, что есть слова. Но он и сам называл это потом «темнота», «я жил в темноте». Каково это, мы представить не можем. Поэтому слова, «называние» объектов, речь — это основа мышления. Прав был Хайдеггер, выделяя «речь» в качестве одного из 3-х фундаментальных блоков Дазайна. Слова — не единственный способ мышления. Любое осознанное поведение, чувствование, даже восприятие — это мышление. «Осознанное» в данном случае означает «обладающее своей логикой», т.е. имеется в виду процесс не хаотичный, а «упорядоченный», т.е. «обладающий логикой». Любой порядок, любая упорядоченность — это «логика», а, следовательно, мышление. «Мышление», как и «слова» — это модели. Их не существует. Что означает «они существуют лишь в каком-то смысле». Что означает «они существуют в каком-то смысле, а в каком-то не существуют». Еще точнее: «в каких-то смыслах существуют, а в каких-то не существуют», а количество этих смыслов - бесконечно. Существует нечто - «поток» - единое как на картинке с обрезком трубы, только цилиндр этот не 3-х мерный, а многомерный. Точнее, бесконечно-мерный. Сознание, чтобы «упорядочить» это (а это единственный способ его существования), «напиливает» его на «проекции»: здесь «мышление», а здесь «слово», а здесь «смыслы», а здесь «сознание», а здесь «общественно-экономическая формация». Это все модели. Это все иллюзии. Это все проекции. Важно, что это не проекции «мира» на «сознание». И не проекции «сознания» на «сознание». Это проекция Единого на Сознание. Точнее, проекция Единого на то, что вы называете Сознанием, т.е. на «проекцию Единого». Точнее, проекция того, что вы называете Единым, на «проекцию Единого», которую вы называете Сознанием. Или, точнее, проецирование «проекции Единого» на ту «проекцию Единого», которую вы называете Сознанием. Ну, короче, вы поняли. Поэтому «роль слов в мышлении» - это роль выдумок в выдуманном мире, или как говорится в уже упомянутом мною произведении (цитирую примерно): «Как ты, Петька, можешь мне, боевому командиру, задавать вопрос (а теперь точная цитата): Всегда ли то, что происходит у тебя в голове - это то, что происходит у тебя в голове, или не всегда? - Кл. 17.12.2023 https://t.me/Dialectical_Logic/3220
Самонаблюдения себя Пребывающим в этом мире. И попытка проанализировать с помощью «интеллекта» — т.е. локализовать (отделить от всего остального, выделить из непрерывного бесконечного потока мира), назвать (соотнести со словом), понять (установить причинно-следственные связи со всей остальной «вселенной» понимания), — это все основные, фундаментальные свойства Дазайна, как их перечисляет Хайдеггер. - Кл. 20.10.2023 https://t.me/Dialectical_Logic/5375
Квалиа, считаю, находится ниже. Это нижний уровень «основы сознания» (термин чань), и даже еще под ним — т.е. там, где связь с Богом очевидна, где Бог впервые переходит в вид отдельного «отщепленного» кусочка «субстанции Единого сознания», — т.е. «джива» еще не сформировалась, а лишь начался процесс «отщепления» от целого, и поэтому нет вообще ничего «личностного», но есть способность воспринимать, различать, понимать и даже как-то без слов «называть». Последние 3 качества Хайдеггер приписывает Дазайну. Всего он приписывает Дазайну именно 3 эти качества, называя «различать» словом... что-то наподобие «протяженность». Что означает «неслепленность». Что означает «различаем разные части». Что означает «различать». Сами же понятия «различать», «понимать», «называть» — гораздо четче (проще, строже), чем понятие «воспринимать», — создающее без диалектической логики лишь путаницу, а без понятия «квалиа» — вообще понимаемое неверно. Видимо, поэтому Хайдеггер его не употреблял. Но мы можем сказать: воспринимать, различать, понимать и называть. Соотнося таким образом квалиа с Дазайном, и не вдаваясь в подробности, что такое «воспринимать», понимая, что у этого явления существует бесконечное множество аспектов, а нам достаточно того, что мы понимаем, о чем говорим, и понимаем, что такое «квалиа». С точки зрения «формальной логики» — это «ненаучно». Но это и есть пример гегелевского «схватывания» (термин Гегеля) при рассмотрении вопросов, касающихся «феноменологии духа» (термин Гегеля), т.е. в науке, по Гегелю. Диалектическая логика, мышление на ее основе — позволяет нам так действовать. Такое действие, такой принцип «научности» и такие результаты (ответы) противостоят формально-логическому принципу «научности», принципиальному отсутствию ответов на эти вопросы и принципиальному запрету действий в этом направлении. - Кл. 28.11.2024 https://t.me/Dialectical_Logic/5995
Часть 2. (цитаты)
«...Существо деятельности в осуществлении. Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа, вывести к этой полноте, producere — произвести. Поэтому осуществимо, собственно, только то, что есть. Но что прежде всего "есть", так это бытие... Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — обитатели этого жилища. Их сфера — обеспечение открытости бытия, насколько они дают ей слово в речи, тем самым сохраняя ее в языке». (с) Хайдеггер - Итак, у позднего Хайдеггера языку, а не мысли и действию, «проговариванию» через язык вверяется экзистенциальная функция «хранить бытие», приобщаться к его открытости. (с) Н.В.Моторшилова http://studfile.net/preview/9763750/page:12/ - Кл. http://proza.ru/2023/04/02/907 Моторшилова и Хайдеггер, к проекту Витгенштейн
«Недопонимание в сфере экзистенциализма можно легко понять. Терминология тут порой эзотерическая, и это еще мягко сказано. Примерно тридцать лет назад я должен был выступать в Вене с публичной лекцией о психиатрии и экзистенциализме. Я привел два примера и сообщил слушателям, что один взят из текста Хайдеггера, а другой – из разговора с пациентом-шизофреником, который лечился в государственной больнице Вены в ту пору, когда я там работал. И я предложил аудитории проголосовать, где чьи слова. Хотите верьте, хотите нет, подавляющее большинство приписало отрывок из Хайдеггера больному шизофренией – и наоборот. Результаты этого эксперимента не должны, конечно, подводить нас к поспешным выводам. Ни в коем случае эта путаница не умаляет величия Хайдеггера, и для нас он остается такой же безусловной величиной, как для многих специалистов. Скорее этот результат указывает, как мало повседневный язык готов выражать неведомые доселе чувства и мысли, будь то революционные идеи великого философа или странные ощущения больного шизофренией. Общее для всех – кризис средств выражения, и я в другом месте уже доказывал, что нечто похожее происходит и с современным художником». (с) Виктор Франкл. Воля к смыслу (получено: от Тони Ня 16.10.2023)
«Хайдеггер подчеркивает: "Онтология возможна только как феноменология"». (с) Т.П.Лифинцева. «Забота» Хайдеггера, «бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: онтология негативности. Журнал «Вопросы философии»
«Мировоззрение (Weltanschauung) - слово немецкого происхождения, которое впервые употребляет И. Кант в «Критике способности суждения» для обозначения миросозерцания в смысле «наблюдения мира, данного в чувстве», то есть миросозерцания как простого восприятия природы и самом широком смысле слова. Позже, под влиянием Ф. Шеллинга, оно приобретает другое значение - осуществляемый самостоятельно продуктивный, а значит, осознанный способ постижения и объяснения целостности существующего. Для Ф. Шеллинга важным моментом в понятии «мировоззрение» было то, что оно содержит определенный схематизм и не нуждается в теоретическом объяснении. Поэтому Гегель говорит о моральном мировоззрении, Гёте - о поэтическом, Ранке - о религиозном. ...Хайдеггер пишет, что под мировоззрением следует понимать восприятие взаимосвязи вещей природы и одновременно объяснение смысла и цели человеческого бытия и, тем самым и истории. ...Хайдеггер пишет, что «философия в своём последнем значении есть, конечно, наука об отношении всякого применённого знания и разума к конечной дели человеческого разума, той цели, которой как высшей, подчинены все другие цели, и в которой они должны объединиться в некое единство. Поле философии в этом значении мирового гражданства можно охватить следующими вопросами: 1) Что я могу 2) Что я должен делать? 3) На что мне позволено надеяться? 4) Что есть человек?». При этом три первых вопроса фокусируются на четвертом вопросе, потому что из прояснения того, что есть человек, вытекает определение последних целей человеческого разума... Хайдеггер утверждает, что познавательный интерес направлен на сущее, тогда как философия - это учение о бытии, поэтому кризисные явления М. Хайдеггер связывает с забвением интереса к бытию, а чтобы его преодолеть необходимо для начала различать два вида мышления - мышление калькулирующее и мышление осмысляюшее. Если калькулирующие, считывающее, планирующее мышление опираются на науку, то осмысляющее мышление доступно только философии. (с) Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Мировоззрение как объект философской рефлексии. Журнал «Современные наукоемкие технологии». 2005. № 6. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23192
Часть 3. (атрибуты)
1. Дазайн и понимание
«Дазайн — центральное понятие в философии Хайдеггера, обозначающее человека как «здесь-бытие», которое единственное среди всех существ способно понимать бытие. Понимание для дазайн — это не просто знание, а фундаментальный способ его существования, его вовлеченность в мир, которая открывает смысл его бытия». (с) Google. Обзор от ИИ
«Dasein, одно из центральных понятий философии М. Хайдеггера, обозначающее сущее, которое единственное среди прочих сущих способно понимать бытие. ... Сферой данности бытия, согласно Хайдеггеру, может быть только понимание. Dasein – это исключительное сущее, способное понимать нечто такое, как бытие. Согласно Хайдеггеру, это «понимание бытия само является бытийной определённостью Dasein» («Бытие и время»). ... Dasein должно понимать своё бытие и его возможности, разбираться в них, чтобы быть. Поэтому-то и само бытие этого сущего у Хайдеггера более конкретно трактуется как понимание. ... С оговорками можно сказать и так, что Dasein – то же сущее, что и человек, но только взятое исключительно в своём аспекте понимания бытия». (с) А.Б.Паткуль. Dasein. Большая российская энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Dasein
2. Дазайн и протяженность
«Дазайн и протяженность в философии Мартина Хайдеггера тесно связаны: «дазайн» (присутствие, вот-бытие) существует в горизонте времени и пространства, что является одной из его основных экзистенциальных структур». (с) Google. Обзор от ИИ
3. Дазайн и речь (называние)
«Дазайн и речь тесно связаны в философии Хайдеггера, поскольку именно через речь Дазайн (человеческое бытие) осмысливает свое существование, в то время как речь сама по себе является ключевым проявлением Дазайна. Речь, с точки зрения Хайдеггера, — это не просто средство коммуникации, но фундаментальный способ, которым Дазайн «относится к своему бытию», «обходит с ним», и в котором происходит раскрытие смысла бытия». (с) Google. Обзор от ИИ
Часть 4. (истина)
цитата, вопрос:
«...возможна ли истина-несокрытость как черта самого Бытия без человеческого восприятия? И возможна ли история Бытия без человека? Или даже само Бытие? Прямого и готового ответа на этот ряд кажущихся затруднений Хайдеггер, в полном соответствии с отказом от мировоззрений, не дает. Дать ответ на такой вопрос — значит предложить готовый фрагмент застывшего философского представления, чего Хайдеггер старательно избегал, стремясь подтолкнуть человека к вопрошанию самого Бытия». (с) М.Б.Митлянская. Понимание истины в бытийной истории Мартина Хайдеггера https://philosophy.ru/ добавить fk/fk-14/ добавить ponimanie-istiny-v-bytiynoy-istorii-martina-khaydeggera/
мой ответ:
«Онтологическое» пространство = «Бытийное» пространство. Следовательно, Бытие без сознания невозможно. Бытие обязательно включает в себя сознание. - Кл. Бытие и Сознание. Хайдеггер http://proza.ru/2025/08/06/1237 + Бытие и сущее. Хайдеггер. Фома Аквинский. Адвайта http://proza.ru/2025/11/11/1180
...
цитата:
«...Мышление Грядущих,
освобождённое от метафизической спутанности, по своей природе не может быть охвачено расчётом и лжетолкованиями, поскольку то что им откроется, говорит Хайдеггер, нельзя будет собрать в некую систему или доктрину». (с) М.Б.Митлянская. ДИССЕРТАЦИЯ. Концепция бытийной истории Мартина Хайдеггера. Раздел «Последний Бог (Der letzte Gott)», стр. 188
Александр Клейн
13 ноября 2025 г.
Илл.: Хайдеггер цитаты. Кл.&AI. 13.11.25
Бытие и сущее. Хайдеггер. Фома Аквинский. Адвайта
http://proza.ru/2025/11/11/1180
Достигнуть адвайты
http://proza.ru/2025/11/11/1161
Выдумка и двайта
http://proza.ru/2025/11/10/2049
Просвет Бытия, Истина, адвайта, Хайдеггер
http://proza.ru/2025/11/12/40
Онтология и квалиа I
http://proza.ru/2025/11/06/1825
Что такое Квалиа?
http://proza.ru/2020/01/06/95
Что есть реальность? Веданта. Абсолют
http://proza.ru/2025/04/13/1825
Бытие и Сознание. Хайдеггер
http://proza.ru/2025/08/06/1237
Хайдеггер. Со-бытие
http://proza.ru/2023/04/30/100
Мыслящая пустота и Бирки. Витгенштейн и Мюнхгаузен
http://proza.ru/2025/08/16/1679
Мыслящая пустота и онтологический Фундамент Бытия
http://proza.ru/2025/09/15/901
Онтология и квалиа II - Продолжение
http://proza.ru/2025/11/16/2121
Необходимость и Возможность по Хайдеггеру
http://proza.ru/2025/11/19/2126
«»
Свидетельство о публикации №225111301347
