Решил посмотреть культовый фильм

Артем Ферье: литературный дневник

Валерия Тодоровского "Стиляги".
Долго соображал, кого мне так напоминает главный герой. Потом - сообразил. Мальчика-робота из самого лажового фильма Стивена Спилберга "Искусственный интеллект". Разве что, у "роботёнка" мимика всё же выразительнее.


В остальном... ну, смотрю пока. Но понятно уже, что лажа та ещё. Всё как-то очень дёшево. Дух эпохи? Я тогда не жил, но фибрами чувствую, что - мимо. "Исчезнувшая империя" - верю, что примерно так всё и было у тогдашней "золотой молодёжи". Хотя сам начала семидесятых тоже не застал. А здесь - нифига не верю. Как пересказ советского анекдота иностранцем для иностранцев. Причём - какого-то несмешного анекдота. Вообще никакого.


Гротеск? По правде, заёбывает это назойливое и весьма топорное противопоставление "ярких и стильных" - тупорылому и серому совковому быдлу, так и норовящему скопом наброситься на этих "отщепенцев", где б те ни появились.


Не знаю, может, я впрямь чего-то не понимаю про народ пятидесятых, и может, у них у всех тогда скипидара в жопе больше было, но по моим наблюдениям - широким народным массам, и не только советским, обычно глубоко похуй, как кто одевается и что танцует. А не похуй - только, пожалуй, а)гражданам, которым это не может быть похуй в силу занимаемой должности; б) особо ****утым "активистам", коих всегда меньшинство; в) бешеным бабкам, внезапно осознавшим, что недоёб - это навсегда.


Все остальные - будут, конечно, голосовать, как надо, на собраниях. И будут капать на мозги своим детям, типа, в школе-вузе-комсомоле доебутся, жизнь испортят. Но чтоб на улице или в общественном транспорте шарахаться от стиляги да клёкотать всем кагалом? Повторю: даже если гротеск - дёшево. Пресно. Изюма нет.


Ещё, впрочем, больше заёбывают потуги на "мюзикловатость". Да-да, я верю, что Валерий Тодоровский смотрел "Бриолин" и всё такое. Но что удивительно, при той же примерно продолжительности, в "Бриолине" - плотность действия, "экранная насыщенность" раз так в дцать повыше. Несмотря на все песенки. Ну, про актёрскую игру я уж молчу. Нет, Траволта не бог весть какой гений - но всё-таки и не мальчик-робот с латексной мордашкой.


Тут же - Гармаш, конечно, есть Гармаш. Но когда, в роли контуженного фронтовика, он распевает "Человек и кошка", наяривая на аккордеоне, - это порождает суровый когнитивный диссонанс. С какого боку, спрашивается, там "Человек и кошка"? Трудно пожалуй, было подобрать нечто МЕНЕЕ подобающее времени и ситуации. Или - так и задумано, когнитивно-диссонантно? А нахуй?


Но ладно - досмотрю уж, пожалуй.


***


Досмотрел.
И скажу, пожалуй, следующее.
Вот многие задаются вопросом: "Почему господа мэтры советской кинематографии, снимавшие тогда очень даже приличные, неглупые и художественные в лучшем смысле фильмы, после краха Союза вдруг будто бы резко отупели, обленились, потеряли нюх - и стряпают какие-то жалкие поделки на уровне выпускника ГИТИСа, причём троечника?"


Я бы ответил на этот вопрос так. "Видите ли, тут - действительно всё дело в идеологии. То есть, в советское время она была. Известно, какая. И господа творцы - могли относиться к ней по-разному. Они могли поддерживать её в своих творениях (хотя понятно, что сугубо пропагандистская штамповка - и тогда была "порнографией"). Они могли "тихо протестовать" против неё, фрондировать, подтрунивать, стебаться, и т.п. Но не это главное. А главное, что "идейное социально-политическое содержание" - существовало объективно. И поскольку оно существовало, это избавляло создателей фильмов от поиска "великой идеи". То есть, они могли не морочиться подобной ***нёй, а побольше сосредоточиться на собственно художественных моментах. И снимать просто фильмы про живых людей без особой озабоченности "поиском глобальной идеи".


Когда же воцарилась "безыдейность" - эти самые мэтры почему-то все вдарились в поиск "идеи". Если не глобальной, то "национальной". И едва не каждый о****ол-критик норовил воскликнуть по выходе очередного муторного загруза: "А не удалось ли создателю воплотить здесь наконец Национальную Идею?"


Всякий раз - хотелось таки достигнуть этого критика, и создателя заодно, и хорошенько настучать по их чересчур светлым головам Большим Советским Энциклопедическим словарём 86-го года издания (охуенная вещь - кило пять весит). Потому что, блять, я не знаю, с какого вселенского перепугу им стукнуло в эти их светлые головы, будто назначение кино - впаривать зрителю Великие Идеи!


Нет, понятно, что с точки зрения инструкторов ЦК кинематограф был на самом-самом "переднем крае идеологического фронта". Но реально - в советские-то как раз времена большинство приличных режиссёров норовили послать эту идейную нагрузку куда подальше. И потому - просто снимали фильмы, как было сказано. Иногда - получалось очень даже ничего. То есть, получались премило "безыдейные", просто Художественные фильмы. С живыми людьми, занятным сюжетом, "вменяемыми" диалогами - и т.п.


Ей-богу, скриплю зубами всякий раз, как слышу про очередной шедевр: "Может, там ещё и не сформулирована долгожданная (кем?) Национальная Идея, но там есть очень мощный социально-политический Мессадж!"
От этого становится тоскливо. Потому что я наперёд уже знаю: когда в фильме есть некий "очень мощный социально-политический Мессадж" - требовать от него ещё и художественных достоинств как таковых было бы, наверно, святотатством. Но я - такой чудак, что требую и их. Типа, "А как там ваще с сюжетом, с его логикой? А как там с персонажами? Если есть люди - они настоящие? А если есть монстры - они настоящие? Или все там, блять, - ходячие "мощные мессаджи"?"


Ну а конкретно про "Стиляг" этих - да чего сказать? Ой, боюсь, что бы ни написал про этот фильм Гоблин, - я буду согласен. Нет, он, конечно, напишет традиционную ***ню в духе "мастера культуры бесстрашно разобличают ужасы сталинизма". Но, честно говоря, это будет в целом адекватная фильму хуйня. Лучшего - не заслужил.


Больше всего, пожалуй, бесит всякое отсутствие хоть какой-то логики. Понятно, что мюзикл, понятно, что абсурд, в некотором роде, но образ действий персонажей - и в абсурдном творе должен быть хотя бы минимально осмысленным.


Что конкретно про стиляг, как носителей утончённого вкуса и воплощение протеста против совковой серости? Не знаю.
Одни юноши-девушки считали, что следует одеваться скромно, стричься коротко (юношам, по крайней мере), и не выделяться из коллектива. И тогда ты будешь настоящим человеком. Другие юноши-девушки считали, что следует носить бриолиновый кок, или пони-тейл, и одёжку поярче да позатейливее, чтобы выделяться среди того стада, которое не хочет выделяться, но не выделяться в стаде собратьев по свободе, которые желают выделяться. И тогда - ты будешь настоящим чуваком.
А для меня, пожалуй, в обоих случаях ключевым является слово "следует"...


Кто из них смешнее? Кто их них тупее? Наверно, всё-таки "праведные комсомольцы/гопники". "Неформалы" - по крайней мере, окружающим, малознакомым людям, не ****и мозги на тему того, какой им внешний вид СЛЕДУЕТ иметь.


У меня же - всегда был очень приземлённый и прагматичный взгляд на гардероб и внешний вид вообще. Я всегда считал, что одежда должна быть прежде всего функциональной. Удобной. Надёжной. Качественной. Естественно, это стоит денег. И естественно, даже брэндовые вещи порой приходится модифицировать. Например - подшить свинцовый грузик на край полы плаща, с правого боку. Или - навесить на джинсы массивный лейбак под металл, чтоб улыбаться на проходной в особо "недоверчивых" заведениях: "Да что ж мне, брюки снять прикажете?" Но морочиться с прикидом просто заради красоты/самоутверждения? Суета это всё! :-)


Нет, я никого не осуждаю, естественно, и это вообще не моё дело, кто как одевается. Но, опять же, мессаджи вроде "они носили цветастые галстуки во имя торжества личной свободы!" - повергают меня в некоторое недоумение. "Чего, блин? Во имя торжества личной свободы - носят не галстуки, а что-нибудь этакое на 9-мм!"


P-s.: А в фильме, кстати, ещё звукооператору стоило бы чего-нибудь оторвать. Вроде ушей. Всё равно нифига он ими не пользуется. Впрочем, при таком "ни в дугу" подборе саундтрека - оно и не столь важно.


***


Вообще же, подумалось вот о какой проблеме современности. Которая может ещё более усугубиться лет через десять, когда мой киндер как раз войдёт в "протестный" возраст. Но суровая действительность ближайшего будущего может оказаться такова, что решительно не останется запретов, против которых детишки могли бы протестовать. Т.е., в некоторых странах оно имеется уже сейчас. В той же Греции, скажем, где "мир взрослых" давно уж загнан в конуру, из которой даже рыкнуть толком боится. А несчастные греческие дети, не имея возможности как-то ещё выразить свой протест, вынуждены громить магазины и закидывать полицейских "молотовыми". Что не есть гут. Ибо - в каком-то роде оно ожесточает чистые детские сердца.


Соответственно, в полном соответствии с теории Рона Джейвиса "Поддержания умеренной асоциальности", всё-таки нужно вводить некие мелкие и заведомо дурацкие запреты, чтоб направлять юную бунтарскую энергию на борьбу именно с ними (а не с витринами и машинами).


С этой точки зрения я мог бы даже привестствовать, скажем, запрет на употребление пива в общественных местах (как бы ни относиться к клушам из Единой России). Но конкретно российская проблема - заключается в следующем. Запрет сей, на пиво в общественных местах, был введён в 2007-м году. Большинству граждан кажется, что это означает, будто раньше он не действовал. И для них большое открытие, что на самом деле - он не действовал только с 2002 года, когда вступил в силу новый КоАП. А в советском - этот запрет прекрасным образом был. Вот только - кого это, блин, **** в России, чего там написано в кодексах? И кто б вообще интересовался вопросом, можно ему пить пиво в общественных местах или нельзя?


Впрочем, в своё президентство - я уж постраюсь протолкнуть куда более полезные запреты и придать им силу. Типа, там, на использование "классической" музыки в качестве рингтонов. Или - на чтение несовершеннолетними художественной литературы в общественных местах. На посещение музеев и театров в возрасте от 14 до 18 лет. На общение по-французски в транспорте. Ну и, конечно, на ношение футболок с портретами нобелевских лауреатов.
По крайней мере, менты у меня - точно выучат и звучание классических музык, и морды нобелевских лауреатов, и немножко - французский :-)


Ну и чего-нибудь спортивное - тоже обязательно прищемить нужно. Строжайше. Помня богатый опыт СССР. Вона, как с карате в восьмидесятые у них классно получилось :-)



Другие статьи в литературном дневнике: