Засмотрел сейчас культовый советский кин ЧП

Артем Ферье: литературный дневник

То бишь, про нашенский танкер, в 54 году гнусно захваченный чонкайшивыми гоминьдаунами с целью глобальной политической провокации. И про героическое сопротивление экипажа враждебным проискам. (Забегая чуть вперёд: да-да, я в курсе, что это реальная история с танкером "Туапсе"; почти)


Впрочем, содержание фильма я пересказывать не буду, уж увольте, и если кто не знает его, но желает заценить этот безусловно значимый фильм - здесь он точно есть. Там вообще богатейшая коллекция советских кинов (хотя скорость скачки, и по http, и по торренту - обычно херовая, увы).


Что удивительно, хотя фильм этот "пропагандистский" на всю плёнку (где не пропаганда - там перфорация), и наивный до одури, и пафосный до усрачки, - снят он толково и смотрится хорошо. Во многом, в общем-то, Тихонов вытягивает. "И Штирлиц такой молодой... но Штирлиц, в натуре, уже" :-)


Конечно, то, как показаны нюансы работы контрразведки - приводит в полнейший восторг. То есть, если зрителю 10 лет - интеллектуальное прозрение; если чуть больше - пища для стёба; в обоих случаях - восторг вполне искренний.


Надо отметить, что до сего дня я смотрел этот фильм лишь единожды. Как раз в десять лет, в 86-м, и - только вторую серию. Но там в начале сообщается содержание первой. И, наверное, хорошо, что тогда - первой не видел. Потому что в десять лет - я ещё не созрел до того, чтоб тащиться от сцен пропесочки на производственных собраниях.


"А давайте разберём поступок старпома: достоин ли он быть в наших рядах после того, как выкинул за борт мартышку?" - "А теперь - разберём поступок моториста, который двинул старпому в рыло за означенный поступок, несовместимый с коммунистической моралью!"


То есть, в десять лет всякая такая подобная пургень - не представлялась мне маразматически забавной. А представлялась - просто маразматической и тоскливой. Поэтому, собственно, и хорошо, что в детстве попал сразу на вторую серию. Где уже всё интереснее, где уже негодяйчики-гоминьданчики в полный рост проявляются, а буржуинские негодяи у советских режиссёров всегда выходили "человечнее" и "симпатичнее", чем монументальные фигуры "идейно-верной" штамповки (субституция? сублимация? "На его месте мог быть я!", как вопль сценариста? :-) )


Фильм тогда (вторая серия) - произвёл впечатление. Мы смотрели его с другом, моим сверстником, и так прониклись, что решили даже поиграть по его мотивам. И что же? Семеро отреклись от Родины в течение часа, из них трое выразили желание работать на ЦРУ в письменном виде (их счастье, что Софья Власьевна пятью годами позже околеть изволили, а то ж бумаги-то мы все сохранили :-) )


Соответственно, тогда я и задумался: эти гоминьданыши формозные, в фильме, - они что, мазохисты? Или неумехи? Нафиг этот Фан мостырит "модель виртуального коня в вакууме", в течение 13 месяцев, когда реально вопрос решается где-то за четверть часа? (Нет, я понимаю, что в 54-м году всякая комсомолочка мнила себя Зоей Космодемьянской, а всякий юноша - Маратом Казеем по меньшей мере; но вот именно их патетическая жертвенность - и была бы ключом к решению вопроса).


А чуть позже - озадачивался: нахер бы это вообще было нужно, провокация такая странная? Её затеяли, чтобы - ЧТО? То бишь, что доказать - и кому? Советским - что наших не любят пиндосы и подпиндосники, да каверзы чинят? А кто сомневался-то? Или - пошатнуть левые движения у себя, мол, вот, смотрите, вольные народы: ажно целый советский танкер, весь экипаж его, решил переметнуться в "свободный мир".


Но это глупо. Ей-богу, в восприятии западных обывателей Советская Россия всегда была государством, из которого бегут. Сначала - первая волна имиграции. Потом - бежали всякие, в том числе и "Курбские" вроде Раскольникова. После войны - десятки тысяч советских пленных-невозвращенцев в союзнических секторах (не власовцев, про которых разговор особый). Ну и по мелочи - то и дело кто-то сбегал.


Соответственно, западный обыватель в середине пятидесятых знал: население СССР состоит из "фанатиков-комиссаров" и тех, кто бежит от них при первой возможности. При этом, совершенно понятно, экипажи судов дальнего плаванья комплектуются почти исключительно "фанатиками-комиссарами". Ведь иначе - команды все бы и разбегались всякий раз, как советское судно заходит в "цивилизованный" порт. Однако ж, этого не происходит.


Но вот предположить даже, что тут такой исключительный случай? На одном советском танкере, одном из многих сотен советских судов океанского плаванья, - подобралась такая вот "диссидентская" команда?


Западные левые - естественно, никогда не поверили бы, что это не провокация CIA. Западные обыватели? Да им пофиг. Их в те времена хорошенько парили Красной Угрозой, но если впарить американскому налогоплательщику, что СССР уже сам собой разваливается, что оттуда уж самые, казалось бы, проверенный комми, экипажи больших танкеров, линяют хоть куда, хоть на Тайвань, хоть в Гонконг, хоть тушкой, хоть чучелом - ну так и что с того? Единственный вывод: теперь нам следует сократить расходы на оборонку и спецслужбы, когда Красные сами разваливаются.
и вот именно такой мессадж столь сложной провокации - отложился бы в головах обывателей-налогоплательщиков. Оно - того стоило? и штатовские спецслужбы впрямь к тому стремились, затевая свою вычурную "многоходовку"? А... зачем?!


Но на самом деле, здесь нельзя анализировать движения обеих сторон с позиций "логики" и "объективной оправданности" действий. Потому что она, "оправданность" - всегда субъективна (например, освоить бюджетное бабло... субъективненько).


И что самое печальное - спецслужебные ребята по обе стороны океана громоздят порой настолько вычурные и хитроумные комбинации, что... сами же становятся их жертвами. Ментально. То есть, на месте политического руководства любой страны я бы создал прежде всего психиатрическую комиссию по надзору за высшими чинами спецлужб. Только так - можно поймать момент, когда товарища пора уж в дурку сдавать, а не до рычагов допускать.


А что, всё же, до фильма и реальных событий с "Туапсе"... Что ж, эта история кажется уже не такой дурацкой, когда имеешь возможность изучить дело с разных сторон и с усётом всех значимых факт(ор)ов.



Другие статьи в литературном дневнике: