Вот странное дело...

Артем Ферье: литературный дневник

Я живу в России, чтоб не соврать, месяцев десять в году. То есть, летать приходится много, но в основном - я живу в России.
Из этих восьми месяцев - пяток я провожу в Москве или в Подмосковье, на осиенде, остальные - в разъёздах по "Дальнему Замкадью". Причём, на дистанции меньше двух тысяч км я предпочитаю самолёт не гонять, а перемещаться на "своих четырёх". Потому что, во-первых, руление по трассе (но не по городу) - это почти такая же хорошая медитативная релаксация, как бег, а во-вторых, мне просто интересно "познавать родную страну колёсами". И ногами, гуляя по всяким живописным местам, где останавливаюсь. Ну и пейзажи - красивые.


В год - я накатываю где-то тысяч двести. Когда больше, когда меньше, но вот R50 я взял прошлым летом - и сейчас на спидометре 140 тысяч (да, некоторые считают это непатриотичным, ездить на немецких машинах в России - но, сказать честно, я бы не рискнул переться куда-нибудь в Челябинск на Хантере, у которого всего 70 тысяч; хотя Хантер - тоже прикольный, для оффроада; на этом месте могла бы быть реклама как VW, так и УАЗа, если они заинтересованы :-) ).


Соответственно, не будет чрезмерной смелостью утверждать, что я кое-что повидал в России и имею представление о реалиях любезного Отечества. В том числе - на бытовом уровне. Что составляет не какую-то страшно тайную инфу из-под семи печатей, а просто жизненные наблюдения. Причём за последние пятнадцать лет их накопилось такое количество, что, наверное, я имею некоторое право на обобщения и суждения о том, что бывает, чего не бывает (в этом - никогда, впрочем, божиться не следует), и что характернее/вероятнее.


Но поразительное дело. Читаю Инет, общаюсь с "виртуальным народом", что на Прозе, что в иных местах - и обнаруживаю, что России я совершенно не знаю. А если знаю - то какую-то "параллельную" Россию. Которая имеет настолько существенные отличия от известной мне, что я сам себе представляюсь неким инопланетянином в той стране, которую знают эти люди. До того различаются реалии, которые наблюдал я, и те, которые тем или иным способом известны им.


Например. Эти люди - живут в стране, где в магазинах, заведениях общепита и сфере услуг царит неизбывное, неискоренимое и беспросветное хамство обслуживающего персонала. Я же - реально не припомню, когда последний раз мне, или кому-то в моём присутствии, нахамили продавцы/официанты/автомойщики или что-то вроде. Даже - в самых непритязательных заведениях, вроде придорожной кафешки или поселкового магазинчика - не сталкивался я с этим в последние годы.

Нет, они бывают немножко фамильярны. Иногда - и фривольны. Строят глазки, заигрывают, всё такое. Иногда - наблюдал, как продавщица или официантка слегка подтрунивает над покупателем. Но это бывает в тех случаях, когда мне, стоящему за ним в очереди, уже нипадецки хочется огреть его чем-нибудь тяжёлым по голове (я, конечно, не подаю виду - но хочется).


Потому что - сколько можно парить мозги, выбирая куриные окорочка и колбасу по десять минут каждое? И, быть может, в какой-нибудь Чехии продавщица вовсе не стала бы его торопить (по проводившимся исследованиям, у них рекорд - сорок минут безропотного терпения, после чего "пану" посоветовали "попробовать магазин через дорогу, где всё же две кассы"), но я бы счёл хамством по отношению к себе и всем прочим, за мной, если б продавщица не "нахамила" этому пентюху, подстёгивая его. Причём - в самых мягких и щадящих выражениях, не имеющих ничего общего с повадками советских мастеров торговли.


Что наблюдал чаще - когда покупатели, а тем более - "гости" кабака хамят и обслуживающему персоналу, и окружающим. Да, особенно в кабаках - бывало и бывает, что на бычку прут реально. Иногда - охрана разруливала, иногда - мне приходилось впрягаться и осаживать. Но я бы всё же сказал, что вероятность столкнуться с чьим бы то ни было хамством в магазинах и кабаках - неуклонно снижается в последние двадцать лет. Частные случаи, когда, надравшись, бузотёрит какой-нибудь Вася Лысый или начальник РУВД - они всё же и есть частные случаи. Как правило - не выходящие за рамки гусарских утех времён Дениса Давыдова. Если ж выходящие - судьба таких "неадекватов", будь они менты или бандиты, складывалась обычно плачевно.


Ещё, вот, говорят, будто кавказцы всех задрали своим хамским присутствием (особенно в Москве), и проходу от них нет, и - "как страшно жить".
Не знаю. Пожалуй, единственный случай кавказского хамства, с которым я столкнулся лично, был такой. Году в девяносто пятом, в переходе на Ногина (Китай-Город) играла девчушка на гитаре. Проходили двое кавказских ребят - чечены, если быть точным, - и, послушав музыку, один из них царственным жестом швырнул к ногам гитаристки ворох купюр (синеньких сторублёвок и жёлто-красненьких двухсотрублёвок образца 93; прикольные такие фантики были; они ещё имели какую-то покупательную способность тогда, но - незначительную).
Часть купюр упала в лужу. Не знаю, хотели ли этого кавказские парни - но должны были предполагать. И вообще - перед гитаристкой коробка стояла. Куда и полагалось опускать деньги, если кому понравилась её игра. Куда и я пару тысяч положил. И швырять деньги мимо этой коробки, так, чтобы девушка потом их собирала - определённо было моветоном и хамством. На что я корректно указал этим горским пацанам.
Что ж, чехи есть чехи. И любой упрёк - они неизбежно воспринимают как наезд. А если ты реальный мужчина - ты будешь терпеть наезд, да? Ну то есть, они боятся оказаться слабаками и хлюпиками, боятся прогнуться под кого-то, боятся явить конформизм, который мог бы быть засчитан, как прогиб. Это их культурная фишка. Они действительно живут по принципу "нас мало - но мы в тельняшках" :-)
Поэтому - конечно, они попёрли:
"Ты чего сказал? Ты нам говоришь, что делать, да? Ты чего, самый... экстравагантный, да?"
Клянусь, они употребили именно это слово. И паренёк выговорил его без ошибок. Видимо, репетировал.
Шёл 95-й год - и я знал кое-какие базовые чеченские выражения, из разговорника (нет, я тогда не бывал в Чечне, но мы всё же учили базовые выражения). И это, видимо, произвело на них впечатление. Родная речь - порадовала их, и меня порадовало то, что их это порадовало. Честно, не хотелось их бить. И потому я был горд собой, что удалось достичь компромисса.
"Э, сестра - забудь про эти! Я, когда бросил, - не думал, что ветер такой! Мокрые сейчас совсем - кому надо? Вот три тысяч - в твою коробка!"
Ну и это - пожалуй, было единственным моим наблюдением, где я мог бы трактовать поведение кавказцев в Москве как хамство.


Когда ж особо "знающие Россию" граждане сетуют на засилье кавказцев на рынках и в общепите - то я вообще не понимаю, о чём речь. Ну то есть, да, кавказцев в этих бизнесах много - ну и чо? Ну вот торгуют они, ну вот кабаки держат они (фиктивно, в большинстве случаев) - и чо? Они плохо это делают, что ли? Нормально они это делают. И - какие проблемы-то?


Ах да, ужасная азербайджанская-грузинская-чеченская мафия. Не спорю, есть этнические мафии. Но знаете, что я считаю, пожалуй, самым ценным свойством этих этнических мафий?


В моей "иепархии" - а я тогда курировал наши подкрышные кабаки - был случай в девяносто девятом. В одном из наших заведений разгулявшаяся местная молодёжь устроила дебош. Капитальный дебош. Побила много товара, попортила оборудование. Кабак на месяц был выведен из строя. И сотрудники получили травмы, пытаясь унять хулиганов, - хотя и не фатальные (иначе, конечно, с этого бы разговор начинался)


Был, естественно, разбор полётов. Выяснилось, что подбил на это местную молодёжь - местный же участковый (имея некоторые зацепы на них). Он хотел, чтобы ему чего-то давали - и не мог понять, почему его посылают.
Но так случилось, что среди этих погромщиков был один чеченский паренёк, студент ГЮА, который тоже принял участие в бесчинстве, будучи изрядно пьян и вообще не вполне понимая, чего делает. "Мои друзья дерутся - и я дерусь!" Но - он участвовал.
И не то что бы мы чехам предъявляли, просто известили об этом. Но что характерно - чехи приняли это очень серьёзно. Забили стрелу, подкатили на многих машинах авторитетные их люди - и обещали весь ущерб покрыть только на том основании, что ОДИН из их диаспоры, вот этот оболтус-студиозус, там был и участвовал.


Спору нет, ущерб там был в целом копеечный. Мы насчитали двадцать тысяч долларов, и это было с запасом. Сейчас - это совершенно смешные деньги в масштабах любого кабацкого бизнеса в Москве, и это были тем более смешные деньги для нас, как корпорации, и для чехов, как мафии, - но важен сам факт.
Они - готовы были ответить за единого "ихнего" фулюгана, в полной мере. И ответили.


И получив деньги от них - мы уже ничего не спрашивали с этого дебила участкового. Кажется, он скоропостижно скончался от артериосклероза, вызванного хроническим и неумеренным пьянством.


Но в чём мораль - я решительно не понимаю, почему я должен испытывать какую-то враждебность к кавказцам в России? Нет, я их тоже называю "чёрными", "хачами" и "зверьками", как и они русских обзывают по-всякому, но - испытывать к ним какую-то экзистенциальную враждебность? Да с какого б перепугу?


Они - скорее полезны, чем вредны. Чего не скажешь про "автохтонных" пафосных нытиков, которые, кажется, впрямь дышат тем воздухом, коего не заслужили... :-)


Ладно, потом продолжу...





Другие статьи в литературном дневнике: