На стоянке у чужого мотоцикла

Алик Абдурахманов: литературный дневник

На стоянке я остановился около чужого мотоцикла. Он сравним по мощности с мотоциклами моей юности. Выглядит как детский велосипед с моторчиком, транспортное средство для школьника или девочки, рослый дядя на нем смешон. Несколько дальше другой, солидный на вид. Его мощность вполне достаточна для спортивного самолета, он на первой скорости даст 160 км/час (при ограничении на хайвее 100 км/час). Как ее использовать дилетанту?


Как излишняя мощность, литературный талант опасен если злоупотреблять открывшимися громадными возможностями. К примеру, Довлатов или Дина Рубина не злоупотребляют, их цель только литература. Белль поступает иначе. Громадный талант. Но выходит за чисто литературные пределы, пытается найти ответ нацизму – безуспешно. Его ответ – пшик, если не хуже: слетевший в кювет неумелый мотоциклист, слишком повернувший ручку на себя. Скажем, Гитлер. Прирожденный хищник, человек-тигр, истинный психопат. Его ненависть сконцентрировалась на евреях случайно. Если бы можно было задать вопрос его духу, я бы спросил: «Почему только евреи»? Троцкий, человек-ненависть не мог сконцентрироваться на евреях, так вот буржуи, обыватели. Возможно, он был ближе к абсолютной ненависти всех. Ответ Белля невнятен. Нечто среднее между сентиментализмом, Руссо и хиппи/битниками. Белль слабый моралист. Прекрасный писатель, поэтому следующие его мутной идеологии герои терпят жизненный крах. Его романы правдивы, если отбросить всякую чепуху, вроде описания русских пленных. Ответа на нацизм/коммунизм нет. Остается процитировать «В мире есть зло, и оно не случайно». Диагноз точен, лечение липовое.






Другие статьи в литературном дневнике: