Волшебный фонарь

Адвоинженер: литературный дневник

Когда мир утратил волшебство и таинство, перестал быть волнующим и манящим, прекрасным и удивительным, опасным, вызывающим, но преодолимым, когда его захлестнули рутина с обыденностью, скучные необходимости и тоскливо-вещный оборот, пуще, лицемерие и пустословие - тясячеголовый базар ниачем, точнее, без разницы о чем, был бы повод, разумеется, через волшебную скрепу патамушта - нескончаемое ткань-полотно.


Что происходит ночью, когда все спят и погашен свет, почему в деревне ходят босиком и что понимает кошка. Где кончается вселенная - ведь не может быть, чтобы что-то не имело границ, как устроены радио, телефон или телевизор,почему одни сильнее других и чем девочки отличаются от мальчиков, хотя штаны очевидно удобней платьев, а солдатики куда солидней кукол.


Всякая точка содержала скрытый объем, гигантский, чудесный.
От слова сигарета тянулся волшебный дым названий - Родопи, Аэрофлот, Стюардесса, Феникс, Опал, Шипка или Друг. Мало того, разноцветные, блестящие, обернутые тончайшим целофаном пачки с картинками - самолет, собака, вербдюд, обелиск.


Шахматная доска вообще дверь в сказку. Защита Каро-кан, Королевский гамбит, жертва качества, длинная рокировка, цейтнот и цугцванг, специальная запись, ходы и этюды. Шах и мат - монархия, аристократия, готика и ампир - Капабланка, Стейниц, Филидор, Ласкер, Эйве, Ботвиник, Таль, Алехин, Спасский, а потом появился он - великий и ужасный, Бобби Фишер - черт из табакерки, гроза советской шахматной школы, кролик из шляпы, а может и вовсе агент ЦРУ.
Слушали матч по радио, сначала в Челябинске - за здравие, а потом, уже за упокой, в Феодосии. Спасского размазали по асфальту не оставив ни единого шанса, будто катком переехали, а черт, мало того ,что победил, еще стряс с кого-то миллион долларов - уму не постижимо, умалишенный фашист, расист с голубыми глазами.


Или музыка. Тайнопись, нотный стан, мажоры и миноры, бемоли и диезы, аллегры и модераты. Две четверти, четыре, пять... Гармония и ритм, контрапункт и скрецо, кода или интермеццо, глиссандо, гиптатоника, инвенция и вибрато.
Симфония, кантата, квартет или сепстет, альт и дискант, бас и баритон. Казалось, хода нет, только на обочине, в толпе поклонников-почитателей или с пластинки.
Когда приезжал Игорь Жуков - знаменитый пианист классик, маэстро наравне с Рихтером, фанатачиный сторонник Скрябина, нервный и загадочный, слушал открыв рот.


Говорил быстро, сбивчиво, импульсивно и очень эмоционально. Сам худой, с откидным чубом, черный фрак с ослепительной манишкой, резкий и дерзкий, ни минуты не сидящий на месте, он бегал по комнате и творил музыку словами - понимаешь, старик, там, во второй симфонии - помнишь, та-та-да-соль и вниз, ага, сплошная мистика, выворачивает наизнанку, опрокидывает, топчет, и со следующего такта, выползает - заметь, откуда ни возьмись, третий голос - незримый и властный, не второй, а именно третий, понимаешь о чем - дьявол, собственной персоной, только в ангельском звуке - белые одежды, а внутри рога и хвост.


Игорь был выездным, что выездным, разъездным - сплошные гастроли - Польша, Чехословакия, Япония, Италия. Мы конечно слушали открыв рот, Игорь, пожалуйста, расскажите о Японии...
Хм, классно организовано, рояль превосходный - довоенный Стейнвей, роскошный, глубокий, правда с чудинкой - и он подробно рассказывал о настройщике, особых молоточках, шпиллерах, шультерах и механизме двойной репетиции, о том, как лично помог выловить сбой на высокой струне и почему в первой части сорвался в патетику.
Игорь, а город понравился, имелся ввиду Токио.
Город как город, хотя японцы - публика изумительная, старик, представь, замерев слушали Скрябина - нашего с тобой Скрябина, и правильно кивали - там где нужно кивали, понимаешь, не всякий русский поймет, а они -просто молодцы. Помнишь Божественную поэму, наслаждение и борьбу, партию света, мне показалось они готовы подсвечивать, представляешь...
Из поездки привез себе аппаратуру - Акай, Ямаху, Дюал,что-то еще - у меня мозги потекли, слюни и сопли, а руки заходили ходуном.
Старик, наслаждение - считай в первый раз себя услышал, не приведи господь, так налажать в прелюдии, полбеды, оказывается воспринимаю не так, не тем ухом, смотри... Далее Игорь на пальцах, минорах и бемолях рассказал технические ошибки.
- Игоооорь, а Битлов слушал, или Папл, Хипов, Роллингов...
- Кого, извини, старик, не мое, уволь..
- Игооорь, а джаз, Армстронг, Элаа, Дюк, Колтрейн, Бейси
- Я-ж сказал, извини, не мое. Не знаю, скорей всего здорово и классно - я не при делах, если приедешь, уйду наподальше, а ты насладишься по-полной. Кстати, о чем мы говорили - а, да, прелюдия - старик, там столько света, сейчас покажу...







Другие статьи в литературном дневнике: