Тектонический сдвиг

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Вероятно, пройдет не так уж много лет (каких-нибудь сто-двести)и о нынешней Европе будут говорить как об Арабской Европе. Привычная всем сегодня Европа исчезнет вместе с нынешними поколениями живущих людей, поэтому никто не будет удивляться Арабской Европе, это будет приниматься как данность. О прежней же Европе будут знать лишь по учебникам истории и литературным произведениям.
При тех темпах, которыми Европа заселяется сегодня сыновьями Измаила, это неизбежно. У всех на глазах происходит тектонический сдвиг большого масштаба, и, похоже, предотвратить его невозможно. Ибо сыновья Измаила не просто поселяются на европейском континенте, но решительно и наступательно обживают его, внедряя свой образ жизни и традиции, сразу давая понять, что они здесь не гости, а хозяева.
Такой напор явно застал европейцев врасплох, они еще барахтаются, пытаясь вернуть утрачиваемые позиции, но уже поздно, ибо их попытки больше похожи на барахтанье в воде, когда главное - продержаться на поверхности как можно дольше, чтобы не утонуть.
Этот тектонический сдвиг очень масштабен, а потому - виден всем. Ибо занимает большие территории и страны, которые особенно заметны:Германия, Франция, Великобритания, не говоря уже о более мелких, вроде Голландии и Швеции. И придуманная как утешительный приз политкорректность не только не спасла положение коренных европейцев, но только ухудшила его. И в том, кто выйдет из этой "игры" победителем, сомневаться не приходится.
Но есть страны, где тоже происходят тектонические сдвиги, не такие бурные и даже тихие, однако коренным образом меняющие демографическую "начинку" страны. А к чему приведут даже постепенные демографические изменения, пояснять долго не надо, достаточно сказать, что за как бы привычным внешним обликом будет скрываться совершенно иное содержание, непривычное и нетрадиционное для страны.
Я, конечно, прежде всего имею в виду Беларусь - родину моих предков, моих родителей и моей собственной семьи. Мой отец, Иосиф(Йосеф,Ёся) Айзенштадт, был родом из деревни Щедрин Бобруйского уезда Минского воеводства. Такое административное деление было во времена Российской империи, когда после трех разделов Польши евреи, подданные ВКЛ и непосредственно Литвы, стали уже ее подданными.
Раньше как-то я не интересовалась историей Щедрина, хотя, листая белорусские газеты времен коллективизации, находила заметки об успехах еврейского колхоза, созданного в нем, и даже какой-то передовик по фамилии Айзенштадт рассказывал о своих достижениях.
Сам отец никогда ничего не рассказывал о своей жизни в деревне, а я и не расспрашивала. Наверно, не только из-за отсутствия любопытства, но и потому, что Щедрин называли деревней. Я же бывала в деревнях в командировках и ничего своеобразного и приметного в них не находила.
Моя дремучесть в "еврейском вопросе" была потрясающей. Мне и в голову не приходило, что Щедрин вовсе не был деревней в привычном, советском понимании этого слова. Что его низвели до обыкновенного, советского определения уже в годы советской власти. И теперь, собирая по крупицам сведения о Щедрине, я понимаю, что это был крупный центр даже по сегодняшним меркам, но, конечно, типично еврейское местечко, какие, благодаря советской национальной политике, перестали быть таковыми еще до начала войны с фашистами. А после нее уже практически некому было их возрождать (в годы войны погибло 800 тысяч белорусских евреев), даже если бы советская власть была заинтересована, но она заинтересована не была.
Итак, согласно,увы, скудным сведениям, собранным в Интернете, Щедрин оказался в составе Российской империи в 1793 году. Далее есть данные сразу за 1885 год. Тогда здесь действовали три синагоги, любавичская йешива, начальная школа, три магазина.
В 1896 году (указывается дата - 17июля) случился пожар, в результате которого сгорело 129 дворов. В 1897 году в Щедрине провели перепись населения, согласно которой здесь жило 255 жителей, а синагог было 8, а также пять магазинов, аптека, кирпичный завод и постоялый двор.
В 1909 году в Щедрине вновь вспыхнул пожар. На этот раз сгорело 37 дворов.
Еврейским Щедрин, согласно имеющейся версии, стал таким образом:в 1842 году сорок еврейских семей выкупили деревню Щедрин у ее владельца князя Щедринова. Купчая была оформлена на имя Ребе Менахема Шнеерсона, духовного лидера белорусско-литовских хасидов. Это давало возможность Ребе получить как владельцу сельскохозяйственного поселения титул "почетного гражданина" империи и большую свободу передвижений, что особенно было значимым в условиях существования для евреев черты оседлости.
"Официально" мой отец родился в 1900 году. Так во всяком случае было записано в его документах. Но точной даты своего рождения он не знал, особенно дня и месяца. Видимо, в семье этому не придавали значения.
Лет в четырнадцать или шестнадцать он пошел работать печником. Класть печи - дело не из простых, видимо, этому мастерству мой отец научился у своего отца.
Впрочем, о родных отца я так ничего и не знаю, кроме того, что его мать до войны жила в семье отца, и вместе с нею уехала в эвакуацию, где и умерла, кажется, году в сорок втором. Видимо, если и были у отца братья и сестры, они давно умерли, еще до войны.
Отец же прожил типично советскую жизнь:был комсомольцем, членом партии, окончил прокурорские курсы, был прокурором, и какой-то период после войны работал прокурором Паричского района. Паричи были центром района, куда входила и деревня Щедрин, уничтоженная фашистами в 1942 году.
Уничтожены были и все евреи Парич, многие и по фамилии Айзенштадт, может быть, даже дальние родственники отца. Не представляю себе, что помогло держаться отцу и матери, когда они приехали сюда после окончания войны. Можно только предста был тяжело ранен на фронте.
Щедрин был не чужим местом и для мамы:здесь она познакомилась с отцом, когда была послана сюда в юности секретарем комсомольской ячейки. Когда она однажды сильно заболела, отец трогательно ухаживал за ней, в отличие от другого парня, который тоже выказывал симпатию маме, и тем самым "победил" его:в мужья мама выбрала моего отца.
Мама была родом из деревни Шатилки, тоже входившей после войны в Паричский район, но в противоположном от Щедрина направлении и довольно далеко от райцентра. Маминых братьев и сестер я знала,- контакты между ними поддерживались, все они умерли спустя много лет после войны естественной смертью, но ее родителей убили фашисты.
На месте старых Шатилок построили город Светлогорск, и о том, что Шатилки были некогда еврейским местечком даже не упоминают, когда рассказывают на местном сайте об истории своего города. Как, впрочем, и когда рассказывают историю Парич.
Еврейскую часть белорусской истории старательно подчищают как некоторые официальные историки, так еще в большей степени - доморощенные, которые жаждут очистить ее от "еврейского присутствия". И небезуспешно, поскольку новые поколения белорусов, вырастая на такой "истории", понятия не имеют, какой она не только в относительно далеком, но и более близком прошлом.
В 1959 году в Белоруссии (так она называлась в советское время) жило 150.084 тысячи евреев, в 1970 - 148.011, в 1979 - 135.450, 1989- 111.977, в 1999 - 27.798, в 2009 (в этом году проводилась последняя перепись населения) -12.926. То есть, сегодня евреев в стране всего 0,14 процента! Ошеломляющий "прогресс"! Без войны, в мирное время исчез целый пласт населения, столетиями живший рядом с белорусами, которые воздействовали друг на друга, составляя особенность этих земель, этой страны.
Как выразился один мой коллега с радио "Свобода", исчез целый континент. И это действительно так.
Беларусь стала почти чисто славянской, хотя в ней уже живут и арабы, и китайцы, и представители азиатских народов, но пока еще в незначительном количестве. Хотя со временем картина может измениться, и их будет становиться все больше. Коренное население страны продолжает убывать. В советское время в республике жило десять миллионов человек. Сегодня на более чем полмиллиона меньше.
Прежней Белорусии нет, она исчезла постепенно и незаметно, и не только потому, что превратилась в самостоятельное государство, а прежде всегда была частью другого. Произошедший здесь тектонический сдвиг представляется в чем-то даже более разрушительным, нежели тот, что происходит сейчас в Европе. Там он спровоцирован внешним нашествием, здесь - изнутри, а вулканы, как известно, имеют тенденцию время от времени извергаться и уничтожать все вокруг.
Конец света мы сами себе готовим?



Другие статьи в литературном дневнике: