ПУТЬ ВЕРЫ

Галина Айзенштадт: литературный дневник

На церемония появления нового Папы Римского больше всего поразили лица тех, кто собрался на площади, чтобы его приветствовать. Поразили своей одухотворенностью, своей радостью и счастьем. Воочию можно было увидеть истинную веру, которая настолько была материализована, что, казалось, ее можно было даже физически почувствовать.
По-хорошему даже стало завидно. Начинаешь действительно понимать, что означает для человека истинная вера в Бога, как она важна для него.
Помимо этого, меня - уже не в первый раз - одолевали и другие мысли. Глядя на тысячи людей, присутствующих на площади и приветствующих нового Папу, я думала о парадоксах истории. Первыми Апостолами Христа были евреи, и "главный" среди них - Петр - рыбак Шимон (в русской транскрипции Симон), которого Иисус "назначил" основателем церкви.
Как бы сложилась судьба евреев, прими их иерархи учение Христа? Глядя на многотысячную массу народа на площади, можно предположить - КАК. Может быть, и раздоров в мире было бы меньше, и антисемитизма?
Высказываю крамольную мысль, ибо иудейская религия запрещает даже произносить имя Христа вслух. Но что удивительно, главные раввины Израиля всегда ездили в Ватикан на встречу с Папой Римским, где их тепло приветствовали как "старших братьев". И наверняка в будущем состоится встреча и с новым Папой.
Иудеи нуждаются в поддержке Святого Престола и рассчитывают на нее. И в этом тоже один из парадоксов истории, ведь прими они Христа, сами бы стали этим "святым престолом", пусть он бы носил какое-то другое название.
Христианство стало общемировой религией, а иудаизм остался религией секторальной. И самые ортодоксальные среди них раввины по-прежнему стараются законсервировать те положения ее, которые были в далеком прошлом, помешать проникновению в нее свежего ветра перемен.
Так в сущности было всегда, на протяжении многовековой истории. Однако всегда находились те, кто вырывался из-под гнета религиозных запретов, не желая дышать тяжелым воздухом гетто.
Именно этим стремлением объясняется, в частности, тот факт, что в Октябрьской революции 1917 года в России участвовало так много евреев. Мои родители тоже стали ее "детьми". Мама окончила рабфак (когда и где, увы, не знаю), хотела учиться дальше, но ее послали секретарем комсомольской ячейки в Щедрин. Там был создан отряд по борьбе с бандитизмом или "официально" - ЧОН, в котором состоял мой будущий отец, юный Йося Айзенштадт.
Действительно ли отряд боролся с бандитами и насколько успешно, не знаю, родители никогда об этом не рассказывали. Вполне вероятно, что он существовал только на бумаге.
О "квалификации" этих чоновцев можно было судить по такому трагическому случаю. Один чоновец чистил ружье, и случайный выстрел убил младшую сестру мамы Голду, приехавшую к ней в гости.
Мама никогда не забывала об этой трагедии, сестру Голду, и мне всегда казалось, что меня назвали в ее честь, хотя Голда в переводе с идиш означает "золото", у меня же характер далеко не золото.
Родители мои были людьми не верующими и осуждали тех евреев, кто старался соблюдать иудейские традиции. После войны, когда родители жили в Паричах, в райкоме партии работала женщина, чья мать ни слова не говорила по-русски, а только на идиш, пекла мацу, разумеется, тайно, но все об этом знали, и старалась соответствовать иудейским заповедям, хотя в условиях советской власти это было практически невозможно.
Религия для моих родителей была анахронизмом, и не только потому, что они были членами партии, и так думать им было "положено". Нет, они искренне считали ее пережитком прошлого, и осуждали тех евреев, которые тайно собирались на квартирах, чтобы молиться и следовать "заветам отцов".
Не испытывали они никакой радости и от создания государства Израиль, особенно после того, когда между СССР и Израилем были прерваны дипломатические отношения, а сионизм приравняли к фашизму. Они считали, что существование Израиля только усугубляет положение евреев в СССР.
Так считала и моя сестра. Ей, лектору Могилевского обкома партии, довелось написать немало докладов для своего начальства с осуждением агрессивной политики Израиля.
В конце жизни, когда Советский Союз развалился, когда те, кого она считала своими друзьями, не только перестал с ней общаться, но и стал откровенно высказываться антисемитски, а евреи Могилева уезжать в Израиль, сестра тоже стала проявлять интерес к нему. Уезжать она не собиралась, но, вероятно, не могла не думать о том, а, может, и позавидовать тем, кто в состоянии построить свою жизнь по-новому. И верить во что-то другое, нежели идеалы коммунизма.
И в самом деле, история человечества не раз продемонстрировала, что любая вера, кроме веры в Бога, рано или поздно разрушается, а вера в Бога устойчива. Разумеется, истинная вера, такая, как у тех, кто был на площади, когда к ним вышел новый Папа.
Какое доброе у него лицо. Нового Папу явно будут не только уважать, но и любить.



Другие статьи в литературном дневнике: