Нарушенное равновесие

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Кажется, сегодня никого не надо убеждать в том, что одномерный мир не просто скучен, но и опасен. "Правильная" цивилизация должна держаться на двух равноправных началах - женском и мужском. Однако ни для кого не секрет, что за право на учебу, занятие бизнесом, политикой, да что там - наукой! - женщинам довелось воевать даже в не столь еще далеком девятнадцатом веке. Да и сегодня еще во многих странах женщины несвободны и пребывают на положении бесправных рабынь.
Как могло такое случиться? На мой взгляд, большая вина, а, может, и главная, лежит на тех, кто - одни по искреннему заблуждению, другие - сознательно -, выступая от имени Бога, внедрял в жизнь совсем не божественные правила и нормы, а свои собственные.
В древние времена женщины были достаточно свободны, имели много прав,- почитайте о правах египетских женщин времен фараонов.
Вольнолюбивый характер имели и еврейские женщины, вышедшие из Египта после четырех столетий рабства. Мириам, сестра Моисея, не побоялась высказать могущественному брату негодование его повторной женитьбой. И тут якобы Бог вступился за обиженного любимца, поразил ее проказой. Правда, потом Моисей вымолил ей прощение, но дней десять женщине пришлось прожить вне общего стана.
Вот вам наглядный пример мужского давления и эгоизма, а раввины, как прошлых веков, так и современные ,осуждают ее:как посмела перечить самому Моисею, правильно Бог наказал ее. А ведь в свое время благодаря ее сообразительности ребенок Моисей остался жив, и уже за одно это она имела право высказывать брату все, что считала нужным.
Тем не менее, Моисей все-таки не был приверженцем неравноправия полов. Когда пришло время распределять среди двенадцати колен земельные наделы, к нему явились три девицы из колена Манассии (Менаше) и потребовали дать участки и каждой из них, поскольку отец их умер, а мужчин в семье не осталось. И Моисей решил, что они правы в своем требовании, и удовлетворил его. Правда, поставив условие:замуж они должны выйти за мужчин из своего колена, чтобы и земля, выделенная им, осталась в нем, на что те охотно согласились.
Как известно, войдя в Землю Обетованную, израильтяне стали перенимать языческие обычаи местного населения. И, судя по всему, женщины стали играть самостоятельную роль не только в семейной, но и общественной жизни. Свидетельство тому - пример Деборы, которая собрала войско, чтобы сразиться и победить врага, мучавшего израильтян многие годы.
Но меня больше всего поражает не сам этот факт, а слова человека, которого она поставила во главе войска:"Если ты пойдешь с нами, и я пойду, если не пойдешь - не пойду". Каково? Можно ли представить подобное в наше время? Мужчина не побоялся признаться в собственной слабости и не счел это позором! Он не смотрел на Дебору как на женщину, а воспринимал ее как личность, откровенно признавая ее духовное преимущество над собой.
Увы, после разрушения второго Храма мудрецы, засевшие в Вавилоне и сочинявшие Талмуд, женское равноправие свели на нет. Женщины должны были растить детей, работать и содержать мужа, который корпел над книгами, записывал свои размышления, сочинял различные правила, изучал Тору, а женщинам запрещалось даже Тору изучать.
И сегодня в ультраортодоксальных семьях положение женщин мало чем отличается от вавилонских времен. Женщины и дети в таких семьях бесправны, и то и дело появляются сообщения о сексуальных преступлениях раввинов, как в собственной семье, так и иешивах, где они преподают.
Вымученные, искуственно привитые правила возвращаются бумерангом. Это касается и католической церкви. Введение правила безбрачия для католических священников как пример особой верности служения Христу, привел к такому позорному явлению как педофилия.
Православие такой "новинки" не приняла. Семью как важный институт укрепления общества оно культивировало, однако и здесь роль женщины ограничивалась существенно. Одним из главных постулатов было:"Жена да убоится мужа", и на Руси существовали даже узаконенные правила домостроя.
О том же, чтобы допустить женщин к служению в церкви или синагоге, и речи нет:священнослужители сразу встают на дыбы, препятствуют этому. А ведь апостол Павел привлекал женщин для работы в церкви, о чем он пишет в своих Посланиях.
Чего так боятся свяшеннослужители? Что женщины "отберут у них хлеб"? Или того, что они будут более успешными, чем они, служителями?
В наше время борьба за женское равноправие порою принимает весьма экзотические формы. Я имею в виду голых феменисток. В чем здесь "фишка", почему непременно надо протестовать в голом виде, я не понимаю. Более того, такая форма протеста вызывает у меня отвращение:у многих девиц такие телеса, что лучше бы они не выставляли их на показ.
Но и эта "экзотика" не случайна. Если мир должен стоять на двух столбах (началах), а один из них оказывается укороченным, равновесие теряется, а в скособоченном положении все представляется, а многое и реализуется, в искривленном виде.



Другие статьи в литературном дневнике: